9

Вступление

Современные программы начального обучения имеют ряд существенных недостатков, устранить которые призвана данная программа. Программа способствует развитию педагогического мастерства  учителя за счет овладения эффективными методами обучения чтению и письму.

Чтение – важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому учителям важно владеть такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты. Навык чтения состоит их двух независимых операций: озвучивания и понимания текста. В настоящее время доминируют логопедические методики обучения чтению, делающие акцент на «формальных» приемах звукослияния и звукосочетания. Это приводит к тому, что количество детей, которые могут довольно бегло читать, плохо понимая прочитанное, постоянно растет. Данная технология восполняет дефицит методик, развивающих навык осмысления прочитанного, страдающий у многих современных детей, в том числе и у выполняющих нормативы по скорости чтения. Современная ситуация в обучении чтению характеризуется еще одной особенностью: растет количество детей с задержками речевого развития, но это не должно становиться тормозом для обучения и развития всех детей. Школе требуются такие методы обучения, которые помогали бы преодолевать общее недоразвитие речи и в то же время могли продвигать в развитии тех детей, которые не имеют речевых отклонений.

Формирование письменной речи существенно повышает уровень осознанности и произвольности речи в целом, способствует общему психическому развитию младших школьников. В настоящее время логопеды констатируют: неправильное обучение письму (каллиграфии) приводит к большему количеству орфографических ошибок. Требование безотрывочного письма существенно осложняет задачу: ребенок концентрирует внимание на выполнении этого формального требования в ущерб контролю над  правильностью написания.  Ребенок напряжен, рука зажата, а сам процесс обучения превращается в муку. Предлагаемые нами приемы обучения каллиграфии опираются на предварительный анализ и осмысление элементов письма, позволяют ребенку писать удобным для него способом. Они доставляют ребенку радость и формируют навык легкого, четкого и правильного письма. Еще одна важная задача в процессе обучения письму – это развитие орфографического чутья языка. Для этого нами предлагаются специальные задания, которые есть далеко не во всех учебниках. Третья составляющая обучения письму относится непосредственно к развитию умения излагать свои мысли в письменнй форме. Решению этой творческой задачи способствует технология минисочинений, делающая акцент на смыслообразующей функции языка и  развитии письменной речи.

Предлагаемая технология дает возможность работать с детьми, имеющими разный уровень речевого развития и готовности к чтению.

Семинар рассчитан на школьных психологов, учителей начальной школы, завучей, логопедов, воспитателей дошкольных учреждений, а также заинтересованных родителей.

В результате обучения участники смогут:

  • на практике освоить авторскую технологию обучения осмысленному чтению, письму и письменной речи в начальной школе;
  • получить навыки работы с автоматизированным диагностическим комплексом оценки качества индивидуальной обучаемости детей;
  • использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.
  • I ступень. Технология обучения осмысленному чтению

    В программе:

    • Методологические и теоретические основания технологии:
      • технология первоначального чтения «Звукобуквоград»;
      • технология словесного чтения;
      • фразовое чтение;
      • практический показ технологии развивающего чтения;
      • отбор текстов, варианты работы с текстами;
    •  Методы и приемы обучения осмысленному чтению:
      • психология и анатомо-физиологические основы навыка чтения;
      • проблемы «детского» чтения, фазы зрелости чтения;
      • важность проблемы понимания, условия эффективного чтения;
      • структурный анализ текста, осмысление содержания, как понимать автора текста;
      • стратегии чтения, типы чтения, типология читателей;
      • структура учебных пособий по технологии осмысленного чтения;
      • варианты организации самостоятельной деятельности учащихся.
      • коллективное составление вопросов к тексту как способ обучения продуктивному  чтению.
  • II ступень. Технология естественного развития письменной речи

    В программе:

    • Методологические и теоретические основания технологии:
      • психология и анатомо-физиологические основы навыка письма;
      • проблемы темпа письма, этапы формирования письменной речи;
      • качественные, количественные, интегральные характеристики письма;
      • возрастные нормативы скорости письма;
      • структура учебного пособия «Пишу сам»;
      • варианты организации самостоятельной деятельности учащихся.
    • Методы и приемы обучения письму и письменной речи:
      • технология обучения каллиграфии;
      • способы и упражнения развития орфографического чутья языка;
      • технология мини-сочинений, выбор вариантов работы при составлении мини-сочинений;
      • составление коллективного плана сочинения как способ развития творчества.
  • III ступень. Технология оценки результатов обучения

    В программе:

    • Оценка результатов обучения (скорость, качество, продуктивность чтения и письма) по оценочным шкалам и динамике показателей.
    • Программное обеспечение комплекса, технические требования.
    • Использования автоматизированного диагностического комплекса в учебном процессе.

Формы работы

мини-лекции, практические упражнения, отработка навыков в парах, просмотр и анализ видео-уроков, разбор трудных случаев обучения чтению и письму из практики участников.

  • Объем программы 32 академических часа
  • Удостоверение о повышении квалификации.
Внимание!

В дни проведения семинара участники смогут приобрести коррекционно-диагностический комплекс «Осмысленное чтение и грамотное письмо» в учебно-методическом коллекторе «Мир психолога» со скидкой 5%. Методика может использоваться с детьми на начальном этапе обучения чтению и письму. Эффективность методики обусловлена использованием в процессе обучения как междисциплинарных, так и межэтапных связей, обеспечивающих возможность промежуточных и финишных оценок скорости, качества и продуктивности обучения.

 

Материалы

Предлагаем Вам познакомиться с видеозаписями выступлений и публикациями ведущей:

Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой семинара.

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Ирина, Санкт-Петербург (08.11.2022)

    Удивилась, открыла, узнала, пересмотрела, вдохновилась. Благодарна! Был очень полезен новый подход к методикам.

  • Елена, Г. Кириши (15.10.2021)

    Все очень понравилось. Елена Михайловна потрясающе дает информацию. Вдохновила!

  • Ирина, Мурманск (29.05.2021)

    Семинар очень информативный. Наиболее полезно: новый подход к обучению с опорой на законы развития ВПФ.

Резюме

Консультант
Консультант
  • Консультант
    Напишите Ваш вопрос - постараюсь ответить как можно скорее