9

Вступление

Современное искусство обладает многообразием выразительных форм, часто непонятных неподготовленному зрителю. Для грамотной психологической работы с опорой на современное искусство специалисту нужна глубокая осведомленность в этой сфере. Программа призвана восполнить дефицит художественной подготовки психологов, занимающихся арт-терапевтической практикой.

Основная цель программы – повышение художественной грамотности специалистов через знакомство с проблематикой основных направлений визуального искусства XX – XXI веков и освоение характерных для них средств художественной выразительности.

Программа повышения квалификации адресована арт-терапевтам, арт-педагогам, а также широкому кругу практических психологов, использующих арт-терапевтические методы в своей работе.

В результате обучения участники смогут:

  • понять философию и актуальные тенденции визуального искусства XX – XXI веков;
  • почувствовать тесную взаимосвязь современного искусства и арт-терапии: прожить актуальный творческий опыт, ощутить раскрепощение и снятие блоков, связанных с недостаточным профессионализмом в рисовании;
  • овладеть спецификой и возможностями различных художественных материалов и способов творческого самовыражения;
  • познакомиться с традиционными формами художественной практики (живопись, графика, ассамбляж, коллаж);
  • получить навыки использования инновационных форм визуального искусства (инсталляция, перформанс, современная фотография, видеоарт);
  • развить навыки эффективной творческой коммуникации: научиться быть художником и выражать себя в процессе творчества;
  • применять методы и приемы современного искусства в последующей арт-терапевтической работе с клиентами.
  • I ступень. Модернизм и традиционные формы художественной практики в арт-терапии

    В программе:

    Теоретическая часть:

    • Социальные и интеллектуальные корни модернизма.
    • Искусство второй половины XIX – начала ХХ веков: импрессионисты, П. Сезанн, В. Ван Гог, экспрессионисты, Э.Мунк.
    • Рубеж веков: проблемы синтеза искусств, фовизм, кубизм, футуризм.
    • Зарождение авангарда, абстрактное искусство как новый визуальный язык.
    • Коллаж, ассамбляж, фотомонтаж, театр и театральный костюм.
    • Марсель Дюшан: поиски «иного» самовыражения.
    • Дадаизм и сюрреализм, искусство и политика.

    Практические занятия:

    • Физические и экспрессивные свойства разных изобразительных материалов: краски, пастель, тушь, перо, уголь, сепия и пр.
    • Способы работы с фактурой жидких, сыпучих, сминаемых и других арт-средств.
    • Графические и живописные техники.
    • Выразительные и технические особенности коллажа и ассамбляжа.
    • Терапевтические ресурсы художественных техник и анализ работ участников.
    • Методика использования изученных способов художественного самовыражения в арт-терапевтической работе с клиентом.
  • II ступень. Постмодернизм, видеоарт и искусство фотографии в арт-терапии

    В программе:

    Теоретическая часть:

    • Философия постмодернизма и послевоенное искусство.
    • Персональная мифология и цитата как новые выразительные стратегии.
    • Проблема среды и объекта в послевоенном искусстве.
    • История фотографии ХХ-XХI веков.
    • Ракурсная съемка и смена композиции кадра.
    • Сюрреализм в фотографии.
    • Аналоговая и цифровая фотография: технология, метод, стиль.
    • Актуальные тенденции современной фотографии.
    • Видеоарт как функция языка, сообщение изображением, история жанра.
    • Соотношения действительности и ее изображения в кино и видео.
    • Свойства электронных медиа.
    • Время и пространство в кино и видеоизображении.
    • Возможности фотографии и видео в арт-терапии.

    Практические занятия:

    • Фотографии и видеосъемки на темы: «Микро и макро», «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».
    • Составление серии фотографий – «фоторяды».
    • Минимальный монтаж или съемка «монтажными планами».
    • Значение звука в видеоарте, подбор выразительной фонограммы.
    • Терапевтические ресурсы техник фото и видеоарт: анализ работ участников.
    • Методические рекомендации по использованию видеоарта и фотографии в арт-терапевтической работе с клиентом.
  • III ступень. Постмодернизм. Искусство инсталляции и перфоманса в арт-терапии

    В программе:

    Теоретическая часть:

    • Инсталляция и перформанс как паратеатральные формы современного искусства.
    • Предмет и пространство в инсталляции, вещь и объект как цитата.
    • «Хаос и космос» – главные темы инсталляций.
    • Драматургия и композиция, сюжет и история, референтные связи инсталляции.
    • Пространство и время, особенности восприятия инсталляции.   
    • Звук, музыка и слово в инсталляции.
    • Социальные и художественные задачи перформанса.
    • Композиционное построение, звук, текст, движение в перформансе.
    • Перформанс и инсталляция как ресурсные практики в арт-терапии.
    • Психологические, этические и правовые риски, связанные с жанром перформанса.

    Практические занятия:

    • Создание инсталляции в пространстве учебного помещения.
    • Использование инсталляционного пространства в арт-терапевтических целях.
    • Создание индивидуального сценария перформанса, работа над перформансом.
    • Терапевтические ресурсы инсталляции и перформанса: анализ работ участников.
    • Методические рекомендации по использованию перформанса и инсталляции в арт-терапевтической работе с клиентом.

Формы работы

лекции, дискуссии, художественная практика, анализ и обсуждение работ участников семинара, итоговые выставки.

  • Объем программы 96 академических часов
  • Удостоверение о повышении квалификации.
Внимание!

Участникам II ступени необходимо иметь фотоаппарат или телефон с камерой, а также провод для передачи снимков на компьютер.

Материалы

 

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Мария, Якутск (07.07.2019)

    Курс очень содержательный, познавательный, полезный. Очень благодарна преподавателю, Галине Владимировне за создания атмосферы творчества, которое увлекает, придает силы и энергию. Раскрывает возможности, ресурсы и мотивацию на дальнейший процесс созидания. Очень полезен был практический опыт, осознание и практическая отработка новых методов работы, приобретение уверенности.

Резюме

Консультант
Консультант
  • Консультант
    К сожалению, в данный момент я не на рабочем месте – напишите Ваш вопрос, я отвечу сразу, как только смогу