Вступление
Как часто специалист слышит подобное: «Кажется, я испробовала все способы, а ребенок продолжает грызть ногти/устраивать истерики/драться с младшей сестрой/отказываться читать стихи на утренниках. Я чувствую, что я ничего не могу с этим сделать! Я чувствую себя беспомощной!». Знакомая ситуация?
Все дети периодически испытывают родителей на прочность, продолжая делать то, что с точки зрения взрослого человека выглядит неприемлемым. И прочность родителей порой дает трещину. Трещину в виде осуждения себя, чувства беспомощности, обесценивания своих способностей.
Может ли специалист помочь родителям справиться с этой ситуацией? Да, может! Такой инструмент есть, он применяется веками и называется он «терапевтическая сказка». «Терапевтическая сказка» или «сказка по случаю» - это такая сказка, которая сочиняется родителем или другим взрослым с целью скорректировать нежелательные формы поведения ребенка. На семинаре мы расскажем и покажем, как родители, учителя, воспитатели, психологи могут использовать этот инструмент.
На семинар приглашаются детские психологи, психологи-консультанты, семейные терапевты, другие специалисты, работающие с детьми, а также заинтересованные родители.
В результате обучения участники смогут:
- узнать, что такое «терапевтическая сказка» и чем она отличается от других видов сказок;
- освоить общий алгоритм составления сказки и отдельные приемы, которые делают сказку особенной;
- придумывать сюжет сказки для решения конкретной проблемы (тревожность, страхи, робость и неуверенность, поведенческие нарушения и пр.);
- правильно рассказывать сказку и обсуждать её с ребенком;
- убедиться, что особые сказки «работают»;
- поверить в свою родительскую компетентность;
- понять, что сочинение сказок – это не только полезное, но и очень уютное, объединяющее семью, занятие.
В программе
-
Учимся сочинять терапевтическую сказку:
- Терапевтическая сказка. Что это такое?
- Как сочинить главного героя сказки, описать его проблему и путь?
- Как придумать помощников и выставить препятствия на пути героя, чтобы от них была конкретная польза?
- Как формулировать основной вывод и извлекать урок из сказки?
- Как понять, достигла ли сказка своей цели?
- Сказка рассказана, что дальше? Обсуждаем сказку, играем в сказку.
- «Техника безопасности» при сочинении, рассказывании и обсуждении терапевтических сказок.
- Границы применения помогающих сказок, возможные противопоказания.
- Сказкотерапевтический практикум.
-
Особые сказки для тревожных детей:
- Детская тревожность, ее причины и последствия.
- Может ли взрослый провоцировать тревожность у детей?
- Выбираем героя, придумываем сюжет, рассказываем и обсуждаем сказку.
- Сказкотерапевтический практикум.
-
Сочиняем сказку – прогоняем страхи:
- Витальные страхи. Какие они бывают и чем отличаются от других страхов?
- Когда и почему появляются витальные страхи?
- Как определить, что ребенок боится?
- Что способствует закреплению страхов?
- Сказкотерапевтический практикум.
-
Сказки для неуверенных в себе детей:
- Социальные страхи. Какие они бывают и чем отличаются от других страхов?
- Когда и почему появляются социальные страхи?
- Какая действительно нужна помощь ребенку, который говорит, что «боится получить двойку» или «боится опоздать в школу»?
- Почему не все помогающие сказки могут быть полезны ребенку с социальными страхами?
- Сказкотерапевтический практикум.
-
Сказкотерапия для задир и упрямцев:
- Какое поведение стоит считать проблемным?
- Всегда ли причиной плохого поведения является неправильный воспитательный процесс?
- Может ли сказка помочь справиться с агрессивным поведением ребенка?
- Чем сказка для агрессивного ребенка отличается от сказки для робкого малыша?
- Сказкотерапевтический практикум.
-
Сказки для дезадаптированных детей:
- Что такое «адаптация» и что такое «сепарация»?
- Как проходит нормальная адаптация ребенка к изменяющимся условиям?
- Психологические причины дезадаптации.
- Сказкотерапевтический практикум.
-
Сказки для тех, кто плохо учится:
- Что мешает ребенку успешно учиться?
- Способна ли сказка посодействовать в решении школьных проблем?
- Какие сказки могут развивать познавательные процессы ребенка?
- Какие сказки повышают учебную мотивацию?
- Сказкотерапевтический практикум.
Формы работы
мини-лекции, веб-презентация, сочинение и проживание сказочных историй, рефлексия ощущений, написание собственных сказок.
В учебно-методическом коллекторе «Мир психолога» можно приобрести колоду арт-терапевтических карт для детей и взрослых Кононовой Л.И. «Самый счастливый день»
Материалы
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Наталия, Санкт-Петербург (11.10.2019)
Супер! Соотношение теории и практики оптимальное. Доброжелательная атмосфера, теплота. Наиболее полезно: чёткая структура, широкий охват, встраиваемость в процесс.
-
Татьяна, Североморск (11.10.2019)
Было интересно. Теперь у меня точно получится сочинять сказку.Наиболее полезно: всё, особенно практика.
-
Галина, Санкт-Петербург (11.10.2019)
Интересно, информативно, информация подаётся по нарастающей в хорошей конструктивной форме. Наиболее полезно: структурированная подача материала. Спасибо.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Терапевтическая сказка — прикладной инструмент практической психологии