9

Вступление

Семинар рассчитан на психологов, педагогов, социальных работников, художников, преподавателей живописи, руководителей детских художественных кружков, а также всех заинтересованных в данной проблеме специалистов.

  • I ступень. Психология развития детского рисования на разных возрастных этапах: создание собственного изобразительного языка

    В результате обучения участники смогут:

    • получить представление об этапах развития детского рисунка;
    • понять механизмы самовыражения ребенка через изобразительное творчество;
    • освоить уникальную авторскую систему психологической расшифровки детского рисунка;
    • получить навыки понимания психологических особенностей ребенка по продуктам его творчества;
    • использовать полученные знания и навыки при решении задач развития и воспитания детей.

    В программе:

    • Как ребенок осваивает рисование в качестве средства самовыражения личности.
    • Как формируется к 5 годам символическая система детского рисунка.
    • Как кодируется на изобразительном языке психическая и личностная информация (особенности интеллекта, эмоциональные конфликты, межличностные проблемы, особенности мировоззренческой позиции) в разные периоды жизни.
    • Уникальная авторская система психологической расшифровки любых видов изображений.
    • Основы психолого-педагогической помощи рисующему ребенку.

    Формы работы:

    мини-лекции, интерпретации детских рисунков, групповые дискуссии, упражнения.

  • II ступень. Азбука и грамматика изобразительного языка на примере анализа книжных иллюстраций для детей

    В результате обучения участники смогут:

    • развить навыки психологического анализа изображений и картин художников;
    • понять механизмы самовыражения человека через изобразительное творчество;
    • определять психологические особенности человека по продуктам его творчества;
    • освоить более глубокий уровень интерпретации проективных психологических тестов.

    В программе:

    • Рассматривание картинок как шкала визуального мышления: возрастные особенности общения человека с изобразительными текстами (дошкольники, младшие школьники, подростки, взрослые).
    • Кодирование психологической информации в детских книжках с картинками.
    • Возможности психологического влияния на читателя через книжную иллюстрацию.
    • Практическая работа в группе: психологический анализ обложек букварей советского периода и начала XX века.
    • Практическое групповое занятие: «Азбука» А. Н. Бенуа как модель изобразительного обучающего текста для развития визуального мышления и самоосознавания ребенка.
    • Любимые темы в рисунках детей и работах взрослых художников. «Купчиха» (1915), «Купчиха за чаем» (1918) Б. М. Кустодиева как психологический материал для реконструкции мировоззренческой концепции автора.

     

  • III ступень. Глубокий психологический анализ изобразительных текстов (от юмористических картинок до произведений известных художников)

    Семинар является третьим, более сложным этапом обучения психологической работе с изображениями.

    В результате обучения участники смогут:

    • проводить психологический анализ изобразительных текстов разного типа (картина, фотография, плакат, скульптура);
    • использовать полученные знания и навыки для решения профессиональных задач (психологическое консультирование, психологическая поддержка, создание нужной психологической атмосферы в помещениях разного назначения).

    В программе:

    • Использование жанровых картин для обучения психологическому анализу ситуаций.
    • Особенности невербального общения (язык взглядов, мимики, поз, проксемика) героев картины как дидактический материал.
    • Пейзаж как проективный текст.
    • Использование пейзажных изображений в качестве способа психологической поддержки личности.
    • Что такое психологический деструктивный изобразительный текст.
    • Психологическая роль картины, фотографии в интерьере (дома, офиса).
    • Использование изобразительных текстов в процессе психологической работы с клиентом.

    Формы работы:

    мини-лекции, практическая работа по анализу изобразительных средств разного типа с последующим групповым обсуждением.

  • Объем программы 80 академических часов
  • Удостоверение о повышении квалификации.

Материалы

Предлагаем Вам познакомиться с материалами публикаций, мастер-классов и выступлений ведущего:

Видеоматериалы:

Публикации:

 

Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой семинара

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Участник семинара (20.06.2012)

    На этом курсе я нашла ответы на многие свои вопросы. Полезным было изучение общения с ребенком о его рисунке, интересно знакомство с тайным миром символики ребенка. Слушать Марию Владимировну очень интересно – хочется больше дней!

  • Участник семинара (20.06.2012)

    Под руководством кандидата психологических наук Марии Владимировны Осориной мы изучали психологию изобразительной деятельности ребёнка и взрослого, проводили психологический анализ самых разных изображений – от книжной иллюстрации и картины до фотографии и плаката. Благодаря потрясающему таланту нашего преподавателя мы приобщились к искусству чтения картин. На первом этапе нашей работы мы изучали картинки в букварях, этих первых детских книгах для чтения. Здесь мы работали как с букварями, выпущенными с советское время, так и особенно - с азбукой Александра Николаевича Бенуа, выпущенной ещё в дореволюционное время и предназначенной для дворянских детей. Один день занятий был полностью посвящён работе в Эрмитаже, где мы рассматривали картину Анри Матисса «Разговор». Как завороженные, мы внимали рассказу Марии Владимировны, благодаря чему буквально полностью растворились в переживаниях героев этой удивительной картины. В процессе занятий мы пытались понять, какую информацию, осознанно или нет, тот или иной художник пытался донести до обозревающих его картину, ведь в ней всегда можно найти много интересного – как в историческом контексте, так и в идеологическом, философском и психологическом. Оказывается, что картину можно прочесть как роман, и мы не единожды воочию смогли убедиться в том, что личность художника, даже в заказных работах, «просвечивает». Раскрывая психологический мир картин, плакатов и фотографий, мы стремились максимально точно и полно прочесть их зачастую глубокий философский смысл и, надо сказать, что под руководством нашего опытного тренера, мы открыли много действительно нового, даже и в собственных переживаниях! Очень жаль, что ничего подобного нельзя, к сожалению, услышать в рассказах искусствоведов, которые, рассказывая о картинах, обычно передают такую информацию, как биографические данные автора картины и говорят о традициях его изобразительного мастерства – в какой манере пишет, к какой школе принадлежит, при этом психологический анализ его произведений вообще никогда не делается. Методика рассматривания картинок, разработанная Марией Владимировной Осориной и включающая в себя несколько фаз, это, прежде всего, хороший урок внимания, считывания информации и осознания её. На самом деле обучение всему этому должно продолжаться всю жизнь – от того момента, когда с маленьким ребёнком занимаются взрослые, до самостоятельного изучения изобразительных текстов, ведь этот процесс можно смело отнести к изучению иностранного языка. Струнина Виктория Николаевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общенаучных дисциплин Крымского факультета Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля Евпатория, Автономная республика Крым, Украина

  • Участник семинара (20.06.2012)

    Полезным было знакомство и личное общение с незаурядным лектором – Марией Владимировной Осориной. Спасибо!

Резюме

Консультант
Консультант
  • Консультант
    Напишите Ваш вопрос - постараюсь ответить как можно скорее