9

Вступление

В соответствии с теорией Юнга архетипы  – это универсальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного. Карл Юнг сравнивал архетип с инстинктом, который определяет поведение на биологическом уровне, и считал его регулятором психической жизни, организующим и направляющим психические процессы. Архетипы заставляют людей совершенно определенным образом воспринимать, переживать события и реагировать на них.

Архетипы бессознательны. Процесс осознания этих врожденных паттернов составляет суть индивидуации личности, приводит к формированию зрелого отношения к себе и миру, построению гармоничных отношений с другими людьми, преодолению кризисных состояний.

На вебинаре будут продемонстрированы возможности арт-терапии в работе с архетипическими образами. Знания и умения, полученные в результате обучения, могут в дальнейшем использоваться в процессе психотерапии, индивидуального, семейного и делового консультирования, психолого-педагогической и психокоррекционной работе с подростками.

На вебинар приглашаются специалисты в области психологического консультирования и психотерапии, практические психологи различной ведомственной принадлежности, студенты психологических факультетов, проявляющие интерес к глубинной аналитической психологии и методам арт-терапии.

В результате обучения участники смогут:

В личностном плане:

  • систематизировать имеющиеся представления об архетипах и их проявлениях в реальной жизни;
  • овладеть навыками самоисследования и выявления скрытых ресурсов развития;
  • освоить приемы взаимодействия с архетипическими образами для разрешения внутренних конфликтов;
  • построить диалог со своей Героической сущностью, женской и мужской частью души;
  • освоить новые роли и стратегии для успешной самореализации;
  • получить опыт мудрого обращения с внутренним миром и энергией своего бессознательного.

В методическом плане:

  • познакомиться с методами архетипической арт-терапии;
  • перенять опыт их использования в психологическом консультировании;
  • освоить арт-терапевтические техники работы с архетипическими образами и символами;
  • использовать полученные знания и навыки в собственной консультативной практике.
  • I ступень. Архетипы Персона и Тень

    • уже прошла

    Персона и Тень – два противоположных архетипа, без которых наше существование невозможно. Первый «делает нас людьми», второй «питает жизненной силой». Пока наше Я не в контакте с каждым из них, оно живет вполсилы, не реализуя себя среди людей, не достигая своих вершин. Если Я в контакте лишь с Персоной, поведение человека предсказуемо, он правильный педант, скучный и малоинтересный для окружающих. Если Я в контакте лишь с Тенью, человек опасен для всех, включая самого себя.

    В программе:

    • Общие представления об архетипах и архетипических образах в классической юнгианской школе и современных направлениях глубинной психологии.
    • Диагностика проявлений основных архетипов в поведении человека.
    • Персона: я в социуме, и социум во мне. Маски повседневности. Театр масок: гримёрка, сцена, кулисы, занавес.
    • Тень: происхождение, содержание и воплощения. Таланты, способности, откровения и дары моей Тени. Работа с теневыми масками и куклами.
    • Диалог Персоны и Тени как пространство для работы с внутренними противоречиями и актуальными ресурсами: драматизация моралите, анализ мифов и сказок, работа с видеосюжетами.
    • Использование архетипических образов в работе с кризисными состояниями, эмоциональными нарушениями и психосоматическими расстройствами.
  • II ступень. Архетипы Анима и Анимус

    • уже прошла

    Анима и Анимус – наиболее древние архетипы. Анима есть внутреннее женское начало мужчины, а Анимус - внутреннее мужское начало женщины.  Юнг придавал им большое значение и считал ответственными за наши отношения и самореализацию. Они словно проводники ведут нас к образам коллективного бессознательного и позволяют Эго раскрывать глубины наашей души. Без связи с ними у нас не получается наладить отношения и реализовать свои идеи и замыслы.

    Связь с Анимой и Анимусом помогает приблизиться к ответам на самые насущные вопросы. Как мне найти себя? В чем мое предназначение? Как мне наладить отношения с другими людьми? Как обрести внутренние силы для реализации себя?

    В программе:

    • Происхождение, развитие и поведенческие проявления Анимы и Анимуса.
    • Ресурсы для развития и теневые стороны этих архетипов.
    • Знакомство с мужскими и женскими началами: анализ литературных сюжетов (сказки, мифы, легенды) и видеоматериалов (фрагменты кинофильмов, короткометражки, мультфильмы).
    • Взаимодействие и гармонизация архетипических функций как восхождение по ступеням духовной зрелости.
    • Создание личной архетипической мандалы.
  • III ступень. Архетип Самость: путь Героя и Героини

    • уже прошла

    Герой и Героиня - архетипические образы, основной задачей которых является преодоление препятствий и достижение целей. Путь, который проходит каждый из них, - символ индивидуации, в процессе которого Эго в глубинах своего бессознательного встречается с разнообразными архетипическими фигурами. Героическая задача этого пути заключается в ассимиляции бессознательного содержания, проявлении воли и целеустремленности, претерпевании неоднократных превращений, обретении внутренней целостности и смысла своего существования.

    На вебинаре путь Героя и Героини будет проиллюстрирован через эпические творения разных народов - древние мифы, сказки, легенды, современные фольклорные произведения и кинофильмы. В качестве аналитического инструмента будут использованы идеи и методики К. Юнга, В. Проппа, Дж. Кэмпбелла, М. Мёрдок, Б. Ханны, У. Индрик, а также авторские техники.

    В программе:

    • Этапы процесса индивидуации по Юнгу.
    • Странствия Героя и Героини как отражение индивидуации (развития, роста и обучения, трансформации и преображения).
    • Индивидуация в мифе (К. Юнг, Дж. Кемпбелл, Э. Нойманн). Функции мифа: терапевтическая, мобилизующая, моделирующая, морально-этическая, ритуализирующая.
    • Структура мифа о Герое (О. Ранк, Дж. Кемпбелл). 12 элементов мономифа, их отражение в драматургии современной жизни.
    • Путешествие Героини (М. Мердок). Стадиальность и цикличность в ее становлении.
    • Архетипическое путешествие в сказках и легендах. Символизм и основные архетипические образы волшебных сказок.
    • Особая роль персонажей-трикстеров, - теней и - психопомпов   в становлении Героя и Героини.
    • Отражение темы путешествия в картах Таро, литературе, кинематографе.
    • «Слепые зоны» и «истории силы» нашей жизни. Сновидения и детские воспоминания в исследовании личного мифа (К. Г. Юнг).
    • Техники работы с личным мифом.

Формы работы

мини-лекции с опорой на веб-презентации, психологический анализ фото- и видеоматериалов, драматизации, работа с терапевтическими текстами, арт-терапевтические упражнения, разбор клиентских случаев, групповое обсуждение.

  • Объем программы 36 академических часов
  • Удостоверение о повышении квалификации.
Внимание!

Продолжительность каждой ступени 12 академических часов. По окончании обучения на одной ступени участники получают документ (PDF формат), подтверждающий прохождение программы. После обучения на двух или трех ступенях – удостоверение о повышении квалификации (PDF формат) на 24 или 36 академических часов соответственно.
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Рекомендуем заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8:00 часов (время московское). Ссылка на просмотр видеозаписи будет отправляться на электронную почту после занятий.

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Олеся, Санкт-Петербург (14.12.2023)

    Здравствуйте! Хочу поблагодарить Нину Викторовну Балабанову за потрясающий курс. Очень рада, что решилась его посетить. Одна из самых глубоких, интересных, результативных программ, которые я проходила. Не смотря на то, что вебинары длились по 5 часов, время пролетало не заметно. Полученные знания и опыт можно использовать и в своей личной терапии, и в практике с клиентами. После программы утвердилась в своем намерение развиваться в архетипической арт-терапии и аналитике.

  • Людмила, Омск (30.11.2023)

    Программа даёт очень много в плане профессионального и личностного роста. Каждое занятие очень интересно выстроено, с простыми и эффективными практиками, бесценной информацией и возможностью непосредственного диалога с ведущим. А ещё чрезвычайно полезны видеозаписи. Как ни старалась я освободить время, не на всех занятиях удалось присутствовать онлайн - выручали видеозаписи. К тому же на занятии столько информации, что в любом случае полезно потом пересмотреть - за раз трудно всё воспринять. Спасибо за прекрасный курс!

  • Юлия, Москва (05.07.2023)

    Благодарю Нину Викторовну за прекрасный семинар! Очень насыщенный и полезный, много теории, много практики, всего много) Удалось не только попробовать конкретные методики, но и уловить общую суть подхода к работе с архетипами через арт-терапию, на этой основе можно уже самостоятельно что-то придумывать, создавать в этой теме.
    Нина Викторовна - мастер, у которого хочется учиться. Перенимать еще и то, что за рамками программы - приемы работы, принципы... Я получила большое удовольствие от возможности видеть и впитывать это всё, учиться, наблюдая.
    Это было первое мое глубокое погружение в юнгианский подход, и я очарована, очень хочется взять многое в практику. Осталось (точнее, появилось) много вопросов, много направлений для профессионального исследования и любопытства - я считаю, это хороший эффект от обучения :) И личной работы, личной пользы было в достатке. Спасибо!

Резюме

ИП Черешнев Р. В., ОГРНИП 322470400055822
188692, ЛО, Всеволожский р-н, ул. Столичная, д.5, к.1, телефон: +7 (911) 288-59-69, электронная почта: [email protected]
Консультант
Консультант
  • Консультант
    К сожалению, в данный момент я не на рабочем месте – напишите Ваш вопрос, я отвечу сразу, как только смогу