9

Вступление

Время занятий
Программа состоит из 8 занятий, которые будут проходить 3, 10, 17, 20 апреля, 8, 16, 23, 30 мая.   Время проведения занятий 3 и 17 апреля с 15:00 до 18:00, все остальные дни с 10:30 до 13:30.
Формат проведения

Занятия проводятся на платформе ZOOM. Интерактивный психотерапевтический характер обучения предполагает ваше активное участие с включенными видеокамерой и микрофоном.

Видеозаписи

Видеозапись каждого занятия доступна в течение 14 дней после отправки ссылки на видео по электронной почте.

Вебинар адресован широкому кругу специалистов в области психологического консультирования и психотерапии, а также всем, кто интересуется собственным развитием во взрослости, чувствует потребность в рефлексии собственного «бытия взрослым» и расширении жизненных горизонтов.

Несмотря на то, что взрослость – самый длинный период человеческой жизни, современная психология знает о ней не так уж много, больше занимаясь процессами взросления и старения, чем сущностными характеристиками «бытия взрослым». В образовательных программах вузов при обучении профессиональных консультантов взрослость практически не обсуждается со стороны ее собственных возрастных особенностей и рассматривается преимущественно в контекстах профессионализации и осуществления творческих процессов.

Программа является практическим приложением к авторской монографии «Экзистенциальная психология взрослости» (2013, 2024). Консультирование взрослых в ней будет рассмотрено в контексте экзистенциальных возрастных запросов: выбор и осуществление собственного жизненного пути, включение в процессы конструирования смыслов; следование экзистенциальной логике существования; переживание кризиса среднего возраста и лиминальных фаз жизни, извлечение «жизненных уроков»; способность к опоре на себя и самоподдержке, осознание и интерпретация автобиографических нарративов и т.д. 

В программе сочетаются психологическое познание и интенсивная личностная работа. Центральным концептом программы выступает внутреннее пространство осознания личностью самой себя в качестве распорядителя  собственной жизни.

Вместе мы будем понимать взрослость с позиций экзистенциальной психологии; осваивать способы работы с экзистенциальной проблематикой взрослой личности; подвергать собственный жизненный путь «беспощадной рефлексии»; отвечать на экзистенциальные вопросы; трансфоровать отношение к собственной жизни; осваивать приемы работы с экзистенциальными аспектами взрослой рефлексии. 

Мы будем делиться собственным экзистенциальным опытом и опытом консультирования.

В результате обучения участники смогут:

  • расширить знания и умения в области возрастной психологии взрослости и экзистенциального консультирования взрослых;
  • осознать экзистенциальный характер развития человека во взрослом возрасте и необходимость психологической работы с обусловленными этим проблемами;
  • научиться рефлексировать характер собственного взросления и формировать желаемые направления собственного развития;
  • освоить способы распознавания экзистенциальных запросов взрослого клиента на фоне текущих личных, социальных и иных психологических проблем;
  • освоить базовые диагностические и терапевтические приемы работы с экзистенциальными проблемами в практике психологического консультирования;
  • освоить авторский инструментарий для работы с клиентами, имеющими латентные экзистенциальные запросы;
  • использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности и личной жизни.
  • Занятие 1. Экзистенциально ориентированное консультирование: авторская парадигма

    • 03.04.2025 - 03.04.2025
    • 4 ак. часов

    В программе:

    • Краткое знакомство со слушателями и содержанием курса.  
    • Стартовая учебная рефлексия: заполнение опросника «Зачем/почему я здесь? Чего я жду от вебинара?» (© Е.Е.Сапогова, 2010), обсуждение ответов, формулировка девиза (эпиграфа) вебинара.
    • Лекция «Экзистенциально-ориентированное консультирование: авторская парадигма»: авторская трехуровневая теоретическая модель экзистенциального консультирования: 1. уровень жизненных стратегий («как жить дальше»), 2. уровень «заботы о себе» («для чего жить»), 3. уровень «выстраивания бытия» («зачем вообще жить»). 
    • Домашнее задание. Выполнение упражнения «Самовопрошание»: автоупорядочивание первичных впечатлений, автоформулировка центрального вопроса к себе, на который слушатель намерен искать ответ, участвуя в программе.
    Даты проведения ступени:
    03.04.2025 – 03.04.2025
  • Занятие 2. Экзистенциальная психология взрослости: что значит быть взрослым?

    • 10.04.2025 - 10.04.2025
    • 4 ак. часов

    В программе:

    • Краткое обсуждение результатов выполнения домашнего задания "Самовопрошание".
    • Лекция «Экзистенциальная психология взрослости»: взросление-взрослость-зрелость; экзистенциальная психология как современная методология для анализа психологических характеристик взрослого человека; основные тенденции современного взросления и взрослости; феномен невзросления, области экзистенциального консультирования и терапии взрослых.
    • Домашнее задание «Субъективное осознание собственной взрослости» (© Е.Е. Сапогова, 2012): практическое самообследование индивидуального возрастного статуса с помощью опросника, построение индивидуального «профиля взрослости».
    Даты проведения ступени:
    10.04.2025 – 10.04.2025
  • Занятие 3. Экзистенциальные аспекты взрослой жизни: вопросы, которые некому задать

    • 17.04.2025 - 17.04.2025
    • 4 ак. часов

    В программе:

    • Обсуждение результатов опросника «Субъективное осознание собственной взрослости»: выявление мишеней консультативной и терапевтической работы; совместная формулировка вывода о том, когда человек может считать себя не номинально, а подлинно взрослым; структурирование и определение целевых ориентиров консультативной беседы.
    • Лекция «Основные вопросы экзистенциального консультирования и терапии взрослых»: активное управление собственной жизнью; совершение прецедентных жизненных поступков, «не-алиби в бытии» (М.М. Бахтин); осуществление психологических вкладов в жизнь других людей; осуществление выборов и принятие на себя ответственности за их последствия; обобщение опыта бытия в профессиональной, социальной или личностной сферах; осмысление жизненного пути, извлечение «урока»;  индивидуальные попытки выйти за рамки «того, что может быть» (А. Мальдине);  преодоление страха быть объектом и субъектом «вторжения» в другие жизни, зависимости от других (Ж.–М. Робин); развитие способности к самоподдержке (Ф. Перлз);  «стремление расколдовать мир» (М. Вебер); включение в процессы конструирования смыслов.
    • Задание «Распознавание экзистенциального характера запроса».
    • Домашнее задание «Беспощадная рефлексия» (© Е.Е.Сапогова, 2015): ответы на базовые вопросы рефлексии собственной жизни.
    Даты проведения ступени:
    17.04.2025 – 17.04.2025
  • Занятие 4. Экзистенциальное консультирование взрослых: в чем его специфика?

    • 20.04.2025 - 20.04.2025
    • 4 ак. часов

    В программе:

    • Групповая дискуссия об особенностях экзистенциального консультирования:
      • общность и различие целей в сравнении с психологическим консультированием?
      • как распознать экзистенциальный характер клиентского запрос?
      • есть ли необходимость в экзистенциальном консультировании или оно отягощает жизнь клиента вопросами, о которых он раньше не задумывался?
      • в каком возрасте принципиально возможно экзистенциальное консультирование?
      • экзистенциальное консультирование: это совместное философствование, техника рефлексии или…?
      • содержание экзистенциального консультирования?
    • Обсуждение результатов домашнего задания «Беспощадная рефлексия»: совместное определение рабочих ответов на сущностные вопросы «Что значит для меня…?» и выделение центрального на текущий момент экзистенциального запроса участников.
    • Выполнение задания«Экзистенциальные цепочки» (© Е.Е.Сапогова, 2016): освоение навыка «смыслового плетения» и навыка сведения экзистенциального вопроса к постановке конкретной задачи самоизменения.
    • Домашнее задание «Экзистенциальные логики жизни» (© Е.Е.Сапогова, 2013): практическое самоисследование с помощью опросника.
    Даты проведения ступени:
    20.04.2025 – 20.04.2025
  • Занятие 5. Центральный вопрос "бытия взрослым”: зачем я делаю то, что делаю?

    • 08.05.2025 - 08.05.2025
    • 4 ак. часов

    В программе:

    • Лекция «Экзистенциальные логики жизни. Зачем я делаю то, что делаю?»: описание смысловой направленности различных логик жизни; анализ «строительного материала» для выбора индивидуального способа существования.
    • Обсуждение результатов домашнего задания «Экзистенциальные логики жизни»: ответ на вопрос – как я строю свою жизнь и действительно ли я этого хочу.
    • Выполнение задания «Экзистенциальная логика в личной истории» (© Е.Е.Сапогова, 2015): исследование влияния личной истории на выбор способа существования с использованием реальных клиентских нарративов.
    • Выполнение задания «10 почему: экзистенциальная матрешка» (© Е.Е.Сапогова, 2018).
    • Домашнее задание «АвтобиографиЯ» (© Е.Е.Сапогова, 2014): рефлексия событий собственной жизни с целью самоструктурирования жизненного пути.
    Даты проведения ступени:
    08.05.2025 – 08.05.2025
  • Занятие 6. Экзистенция и автонаррация: как скорректировать свой жизненный опыт?

    • 16.05.2025 - 16.05.2025
    • 4 ак. часов

    В программе:

    • Обсуждение результатов домашнего задания «АвтобиографиЯ: самоструктурирование жизненного пути»:
      • события с каким эмоциональным знаком и смысловым содержанием оказывают большее влияние на вашу жизнь?
      • каково влияние определенного события на последующую жизнь? Чем оно объясняется?
      • как событие формирует «ядерный концепт жизни» и влияет на выбор способа вашего существования?
      • что в конкретном событии может стать триггером для разрушения ощущения комфорта от собственной жизни и построения удовлетворительных стратегий целеполагания?
      • что было сделано / не сделано клиентом в обработке содержания события, чтобы оно не патологизирующим источником для самодетерминации?
    • Лекция «Авантюра саморазвития: событие в структуре личной истории».
    • Выполнение заданий: «Эффект бабочки: потенциалы жизненных событий» (© Е.Е.Сапогова, 2014), «Я-наличное – Я-иное» (© Е.Е.Сапогова, 2010), «“Лети, лети, лепесток”: проекция в будущее» (© Е.Е.Сапогова, 2019).
    • Домашнее задание «Модусы жизни» (© Е.Е.Сапогова, 2010): практическое самоисследование с помощью опросника.
    Даты проведения ступени:
    16.05.2025 – 16.05.2025
  • Занятие 7. “Забота о себе” во взрослом возрасте: чего я хочу от своей жизни?

    • 23.05.2025 - 23.05.2025
    • 4 ак. часов

    В программе:

    • Обсуждение результатов домашнего задания «Модусы жизни».
    • Лекция «“Забота о себе” во взрослом возрасте».
    • Выполнение заданий: «Последний день – последний вопрос» (© Е.Е. Сапогова, 2017), «А напоследок я скажу…» (© Е.Е.Сапогова, 2021), «Амплификация» (© Е.Е. Сапогова, 2010).
    • Домашнее задание «Необходимость себя»: написание итогового эссе-«самоманифеста».
    Даты проведения ступени:
    23.05.2025 – 23.05.2025
  • Занятие 8. Кризис среднего возраста и лиминальные фазы жизни: экзистенциальные аспекты консультирования

    • 30.05.2025 - 30.05.2025
    • 4 ак. часов

    В программе:

    • Лекция «Экзистенциальные аспекты консультирования кризиса среднего возраста и лиминальных фаз жизни».
    • Обсуждение результатов выполнения домашнего задания «Необходимость себя».
    • Подведение итогов обучения: финальная учебная рефлексия – заполнение опросника «Что для меня значило участие в вебинаре?» (© Е.Е.Сапогова, 2010) Формулировка эпилога вебинара.
    Даты проведения ступени:
    30.05.2025 – 30.05.2025

Формы работы

мини-лекции и мини-дискуссии, выполнение диагностических и терапевтических заданий, обсуждение выполненных домашних заданий, глубинная рефлексия, обмен экзистенциальным жизненным опытом и опытом консультирования.

  • Объем программы 32 академических часа
  • Удостоверение о повышении квалификации. 
Внимание!

В качестве методического материала участники получат освоенные диагностические и терапевтические методики в электронном виде.

По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации в области экзистенциального консультирования взрослых, подтверждающее право дипломированных специалистов на использование освоенных методов и приемов работы в своей профессиональной деятельности.

Занятия будут проходить на платформе ZOOMПрограмма состоит из 8 занятий, которые будут проходить 3, 10, 17, 20 апреля, 8, 16, 23, 30 мая. Время проведения занятий 3 и 17 апреля с 15:00 до 18:00, все остальные дни с 10:30 до 13:30.

Просим Вас заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8:00 часов (время московское). Ссылка на просмотр видеозаписей будет отправляться на электронную почту после занятий.

Материалы

Предлагаем Вам познакомиться с видеозаписью выступления Елены Евгеньевны в рамках 15-го Санкт-Петербуржского Саммита психологов: "Экзистенциальные логики жизни, или Зачем я делаю то, что делаю?"

Предалагаем Вам познакомиться с образовательной программой вебинара

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Екатерина, Санкт-Петербург (08.12.2021)

    Этот курс - психология высочайшего уровня. Все, что мог бы пожелать самый искушенный в психологии клиент: деликатность, внимание к изменениям, удобные и увлекательные методики - всё это есть в этом курсе.
    За последние 10 лет это моё лучшее обучение и я сердечно благодарю Елену Евгеньевну за её труд. Очень надеюсь, что в Иматоне будут и другие курсы Елены Евгеньевны. А также её книги.

Резюме

Стоимость программы
19800 ₽
ИП Черешнев Р. В., ОГРНИП 322470400055822
188692, ЛО, Всеволожский р-н, ул. Столичная, д.5, к.1, телефон: +7 (911) 288-59-69, электронная почта: chereshnya07@bk.ru
Консультант
Консультант
  • Консультант
    Напишите Ваш вопрос - постараюсь ответить как можно скорее