
Вступление
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Интерактивный психотерапевтический характер обучения предполагает ваше активное участие с включенными видеокамерой и микрофоном.
Видеозапись каждого занятия доступна в течение 14 дней после отправки ссылки на видео по электронной почте.
Вебинар адресован широкому кругу специалистов в области психологического консультирования и психотерапии, а также всем, кто интересуется собственным развитием во взрослости, чувствует потребность в рефлексии собственного «бытия взрослым» и расширении жизненных горизонтов.
Несмотря на то, что взрослость – самый длинный период человеческой жизни, современная психология знает о ней не так уж много, больше занимаясь процессами взросления и старения, чем сущностными характеристиками «бытия взрослым». В образовательных программах вузов при обучении профессиональных консультантов взрослость практически не обсуждается со стороны ее собственных возрастных особенностей и рассматривается преимущественно в контекстах профессионализации и осуществления творческих процессов.
Программа является практическим приложением к авторской монографии «Экзистенциальная психология взрослости» (2013, 2024). Консультирование взрослых в ней будет рассмотрено в контексте экзистенциальных возрастных запросов: выбор и осуществление собственного жизненного пути, включение в процессы конструирования смыслов; следование экзистенциальной логике существования; переживание кризиса среднего возраста и лиминальных фаз жизни, извлечение «жизненных уроков»; способность к опоре на себя и самоподдержке, осознание и интерпретация автобиографических нарративов и т.д.
В программе сочетаются психологическое познание и интенсивная личностная работа. Центральным концептом программы выступает внутреннее пространство осознания личностью самой себя в качестве распорядителя собственной жизни.
Вместе мы будем понимать взрослость с позиций экзистенциальной психологии; осваивать способы работы с экзистенциальной проблематикой взрослой личности; подвергать собственный жизненный путь «беспощадной рефлексии»; отвечать на экзистенциальные вопросы; трансфоровать отношение к собственной жизни; осваивать приемы работы с экзистенциальными аспектами взрослой рефлексии.
Мы будем делиться собственным экзистенциальным опытом и опытом консультирования.
В результате обучения участники смогут:
- расширить знания и умения в области возрастной психологии взрослости и экзистенциального консультирования взрослых;
- осознать экзистенциальный характер развития человека во взрослом возрасте и необходимость психологической работы с обусловленными этим проблемами;
- научиться рефлексировать характер собственного взросления и формировать желаемые направления собственного развития;
- освоить способы распознавания экзистенциальных запросов взрослого клиента на фоне текущих личных, социальных и иных психологических проблем;
- освоить базовые диагностические и терапевтические приемы работы с экзистенциальными проблемами в практике психологического консультирования;
- освоить авторский инструментарий для работы с клиентами, имеющими латентные экзистенциальные запросы;
- использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности и личной жизни.
-
Занятие 1. Экзистенциально ориентированное консультирование: авторская парадигма
-
03.04.2025 - 03.04.2025
-
4 ак. часов
В программе:
- Краткое знакомство со слушателями и содержанием курса.
- Стартовая учебная рефлексия: заполнение опросника «Зачем/почему я здесь? Чего я жду от вебинара?» (© Е.Е.Сапогова, 2010), обсуждение ответов, формулировка девиза (эпиграфа) вебинара.
- Лекция «Экзистенциально-ориентированное консультирование: авторская парадигма»: авторская трехуровневая теоретическая модель экзистенциального консультирования: 1. уровень жизненных стратегий («как жить дальше»), 2. уровень «заботы о себе» («для чего жить»), 3. уровень «выстраивания бытия» («зачем вообще жить»).
- Домашнее задание. Выполнение упражнения «Самовопрошание»: автоупорядочивание первичных впечатлений, автоформулировка центрального вопроса к себе, на который слушатель намерен искать ответ, участвуя в программе.
Даты проведения ступени:03.04.2025 – 03.04.2025 -
-
Занятие 2. Экзистенциальная психология взрослости: что значит быть взрослым?
-
10.04.2025 - 10.04.2025
-
4 ак. часов
В программе:
- Краткое обсуждение результатов выполнения домашнего задания "Самовопрошание".
- Лекция «Экзистенциальная психология взрослости»: взросление-взрослость-зрелость; экзистенциальная психология как современная методология для анализа психологических характеристик взрослого человека; основные тенденции современного взросления и взрослости; феномен невзросления, области экзистенциального консультирования и терапии взрослых.
- Домашнее задание «Субъективное осознание собственной взрослости» (© Е.Е. Сапогова, 2012): практическое самообследование индивидуального возрастного статуса с помощью опросника, построение индивидуального «профиля взрослости».
Даты проведения ступени:10.04.2025 – 10.04.2025 -
-
Занятие 3. Экзистенциальные аспекты взрослой жизни: вопросы, которые некому задать
-
17.04.2025 - 17.04.2025
-
4 ак. часов
В программе:
- Обсуждение результатов опросника «Субъективное осознание собственной взрослости»: выявление мишеней консультативной и терапевтической работы; совместная формулировка вывода о том, когда человек может считать себя не номинально, а подлинно взрослым; структурирование и определение целевых ориентиров консультативной беседы.
- Лекция «Основные вопросы экзистенциального консультирования и терапии взрослых»: активное управление собственной жизнью; совершение прецедентных жизненных поступков, «не-алиби в бытии» (М.М. Бахтин); осуществление психологических вкладов в жизнь других людей; осуществление выборов и принятие на себя ответственности за их последствия; обобщение опыта бытия в профессиональной, социальной или личностной сферах; осмысление жизненного пути, извлечение «урока»; индивидуальные попытки выйти за рамки «того, что может быть» (А. Мальдине); преодоление страха быть объектом и субъектом «вторжения» в другие жизни, зависимости от других (Ж.–М. Робин); развитие способности к самоподдержке (Ф. Перлз); «стремление расколдовать мир» (М. Вебер); включение в процессы конструирования смыслов.
- Задание «Распознавание экзистенциального характера запроса».
- Домашнее задание «Беспощадная рефлексия» (© Е.Е.Сапогова, 2015): ответы на базовые вопросы рефлексии собственной жизни.
Даты проведения ступени:17.04.2025 – 17.04.2025 -
-
Занятие 4. Экзистенциальное консультирование взрослых: в чем его специфика?
-
20.04.2025 - 20.04.2025
-
4 ак. часов
В программе:
-
Групповая дискуссия об особенностях экзистенциального консультирования:
- общность и различие целей в сравнении с психологическим консультированием?
- как распознать экзистенциальный характер клиентского запрос?
- есть ли необходимость в экзистенциальном консультировании или оно отягощает жизнь клиента вопросами, о которых он раньше не задумывался?
- в каком возрасте принципиально возможно экзистенциальное консультирование?
- экзистенциальное консультирование: это совместное философствование, техника рефлексии или…?
- содержание экзистенциального консультирования?
- Обсуждение результатов домашнего задания «Беспощадная рефлексия»: совместное определение рабочих ответов на сущностные вопросы «Что значит для меня…?» и выделение центрального на текущий момент экзистенциального запроса участников.
- Выполнение задания«Экзистенциальные цепочки» (© Е.Е.Сапогова, 2016): освоение навыка «смыслового плетения» и навыка сведения экзистенциального вопроса к постановке конкретной задачи самоизменения.
- Домашнее задание «Экзистенциальные логики жизни» (© Е.Е.Сапогова, 2013): практическое самоисследование с помощью опросника.
Даты проведения ступени:20.04.2025 – 20.04.2025 -
-
Занятие 5. Центральный вопрос "бытия взрослым”: зачем я делаю то, что делаю?
-
08.05.2025 - 08.05.2025
-
4 ак. часов
В программе:
- Лекция «Экзистенциальные логики жизни. Зачем я делаю то, что делаю?»: описание смысловой направленности различных логик жизни; анализ «строительного материала» для выбора индивидуального способа существования.
- Обсуждение результатов домашнего задания «Экзистенциальные логики жизни»: ответ на вопрос – как я строю свою жизнь и действительно ли я этого хочу.
- Выполнение задания «Экзистенциальная логика в личной истории» (© Е.Е.Сапогова, 2015): исследование влияния личной истории на выбор способа существования с использованием реальных клиентских нарративов.
- Выполнение задания «10 почему: экзистенциальная матрешка» (© Е.Е.Сапогова, 2018).
- Домашнее задание «АвтобиографиЯ» (© Е.Е.Сапогова, 2014): рефлексия событий собственной жизни с целью самоструктурирования жизненного пути.
Даты проведения ступени:08.05.2025 – 08.05.2025 -
-
Занятие 6. Экзистенция и автонаррация: как скорректировать свой жизненный опыт?
-
16.05.2025 - 16.05.2025
-
4 ак. часов
В программе:
-
Обсуждение результатов домашнего задания «АвтобиографиЯ: самоструктурирование жизненного пути»:
- события с каким эмоциональным знаком и смысловым содержанием оказывают большее влияние на вашу жизнь?
- каково влияние определенного события на последующую жизнь? Чем оно объясняется?
- как событие формирует «ядерный концепт жизни» и влияет на выбор способа вашего существования?
- что в конкретном событии может стать триггером для разрушения ощущения комфорта от собственной жизни и построения удовлетворительных стратегий целеполагания?
- что было сделано / не сделано клиентом в обработке содержания события, чтобы оно не патологизирующим источником для самодетерминации?
- Лекция «Авантюра саморазвития: событие в структуре личной истории».
- Выполнение заданий: «Эффект бабочки: потенциалы жизненных событий» (© Е.Е.Сапогова, 2014), «Я-наличное – Я-иное» (© Е.Е.Сапогова, 2010), «“Лети, лети, лепесток”: проекция в будущее» (© Е.Е.Сапогова, 2019).
- Домашнее задание «Модусы жизни» (© Е.Е.Сапогова, 2010): практическое самоисследование с помощью опросника.
Даты проведения ступени:16.05.2025 – 16.05.2025 -
-
Занятие 7. “Забота о себе” во взрослом возрасте: чего я хочу от своей жизни?
-
23.05.2025 - 23.05.2025
-
4 ак. часов
В программе:
- Обсуждение результатов домашнего задания «Модусы жизни».
- Лекция «“Забота о себе” во взрослом возрасте».
- Выполнение заданий: «Последний день – последний вопрос» (© Е.Е. Сапогова, 2017), «А напоследок я скажу…» (© Е.Е.Сапогова, 2021), «Амплификация» (© Е.Е. Сапогова, 2010).
- Домашнее задание «Необходимость себя»: написание итогового эссе-«самоманифеста».
Даты проведения ступени:23.05.2025 – 23.05.2025 -
-
Занятие 8. Кризис среднего возраста и лиминальные фазы жизни: экзистенциальные аспекты консультирования
-
30.05.2025 - 30.05.2025
-
4 ак. часов
В программе:
- Лекция «Экзистенциальные аспекты консультирования кризиса среднего возраста и лиминальных фаз жизни».
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания «Необходимость себя».
- Подведение итогов обучения: финальная учебная рефлексия – заполнение опросника «Что для меня значило участие в вебинаре?» (© Е.Е.Сапогова, 2010) Формулировка эпилога вебинара.
Даты проведения ступени:30.05.2025 – 30.05.2025 -
Формы работы
мини-лекции и мини-дискуссии, выполнение диагностических и терапевтических заданий, обсуждение выполненных домашних заданий, глубинная рефлексия, обмен экзистенциальным жизненным опытом и опытом консультирования.
-
Объем программы 32 академических часа
-
Удостоверение о повышении квалификации.
В качестве методического материала участники получат освоенные диагностические и терапевтические методики в электронном виде.
По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации в области экзистенциального консультирования взрослых, подтверждающее право дипломированных специалистов на использование освоенных методов и приемов работы в своей профессиональной деятельности.
Занятия будут проходить на платформе ZOOM. Программа состоит из 8 занятий, которые будут проходить 3, 10, 17, 20 апреля, 8, 16, 23, 30 мая. Время проведения занятий 3 и 17 апреля с 15:00 до 18:00, все остальные дни с 10:30 до 13:30.
Просим Вас заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8:00 часов (время московское). Ссылка на просмотр видеозаписей будет отправляться на электронную почту после занятий.
Материалы
Предлагаем Вам познакомиться с видеозаписью выступления Елены Евгеньевны в рамках 15-го Санкт-Петербуржского Саммита психологов: "Экзистенциальные логики жизни, или Зачем я делаю то, что делаю?"
Предалагаем Вам познакомиться с образовательной программой вебинара
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Екатерина, Санкт-Петербург (08.12.2021)
Этот курс - психология высочайшего уровня. Все, что мог бы пожелать самый искушенный в психологии клиент: деликатность, внимание к изменениям, удобные и увлекательные методики - всё это есть в этом курсе.
За последние 10 лет это моё лучшее обучение и я сердечно благодарю Елену Евгеньевну за её труд. Очень надеюсь, что в Иматоне будут и другие курсы Елены Евгеньевны. А также её книги.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
ВЕБИНАР: Психологическое консультирование взрослых: экзистенциальные аспекты