
Вступление
ВНИМАНИЕ! Занятия проводятся на платформе ZOOM. Для повышения качества обучения рекомендуется активное участие с включенными видеокамерой и микрофоном.
«Кажется, я испробовала все способы, а ребенок продолжает грызть ногти/устраивать истерики/драться с младшей сестрой/отказываться читать стихи на утренниках. Я чувствую, что я ничего не могу с этим сделать! Я чувствую себя беспомощной!» Знакомая картина?
Все дети периодически испытывают родителей на прочность, продолжая делать то, что с точки зрения взрослого человека выглядит неприемлемым. И прочность родителей порой дает трещину. Трещину в виде осуждения себя, чувства беспомощности, обесценивания своих способностей.
Есть ли способ справиться с этой ситуацией? Справиться так, чтобы почувствовать, что «мы, наша семья – дружная команда», что «трудности бывают, но мы справимся»?
Такой способ есть, он применяется веками и называется он «помогающая сказка». «Помогающая сказка», «терапевтическая сказка», «сказка по случаю» - это такая сказка, которая сочиняется родителем или другим взрослым с целью скорректировать нежелательные формы поведения ребенка. На вебинаре мы расскажем и покажем, как правильно это сделать.
На вебинар приглашаются, прежде всего мамы и папы, чьим детям от 3 до 12 лет, а также взрослые, которые работают с детьми этого возраста – воспитатели, учителя, психологи, социальные работники.
В результате обучения участники смогут:
- узнать, что такое «помогающая сказка» и чем она отличается от других видов сказок;
- освоить общий алгоритм составления сказки и отдельные приемы, которые делают сказку особенной;
- придумывать сюжет сказки для решения конкретной проблемы (тревожность, страхи, робость и неуверенность, поведенческие нарушения и пр.);
- правильно рассказывать и обсуждать сказку с ребенком;
- убедиться, что особые сказки «работают»;
- поверить в свою родительскую компетентность;
- понять, что сочинение сказок – это не только полезное, но и очень уютное, объединяющее семью, занятие.
-
I ступень. Учимся сочинять помогающую сказку
На этом занятии мы будем говорить об основных, универсальных принципах сочинения помогающей сказки. И прямо в эфире сочиним помогающую сказку для одного или двух участников вебинара. Поэтому, он обязателен для всех, кто хочет пойти на следующие ступени и научиться сочинять сказки для отдельных случаев!
В программе:
- Помогающая сказка. Что это такое?
- Как сочинить главного героя сказки?
- Как описать проблему героя и его путь?
- Как придумать помощников и выставить препятствия на пути героя, чтобы от них была конкретная польза?
- Как формулировать основной вывод и извлекать урок из сказки?
- Как понять, достигла ли помогающая сказка своей цели?
- Сказка рассказана, что дальше? Обсуждаем сказку, играем в сказку.
- «Технику безопасности» при сочинении, рассказывании и обсуждении помогающих сказок.
- Границы применения помогающих сказок, возможные противопоказания.
- Сказкотерапевтический практикум.
-
-
II ступень. Особые сказки для тревожных детей
На этом занятии мы будем учиться сочинять сказки, снижающие тревогу и помогающие справиться с тревожностью как чертой характера. Для закрепления знаний, прямо в эфире мы сочиним несколько помогающих сказок.
В программе:
- Детская тревожность, ее причины и последствия.
- Какие «маски» носит детская тревожность?
- Какие сказки могут помочь ребенку справиться с тревожностью?
- Выбираем героя, придумываем сюжет, рассказываем и обсуждаем сказку.
- Может ли взрослый провоцировать тревожность у детей?
- Сказкотерапевтический практикум.
-
-
III ступень. Сочиняем сказку - прогоняем страхи
На этом занятии мы будем учиться сочинять сказки, помогающие ребенку справляться со страхами темноты, высоты, чудовищ и другими витальными страхами. Для закрепления знаний, прямо в эфире мы сочиним несколько помогающих сказок.
В программе:
- Витальные страхи. Какие они бывают и чем отличаются от других страхов?
- Когда и почему появляются витальные страхи?
- Как определить, что ребенок боится?
- Что способствует закреплению страхов?
- Выбираем героя, придумываем сюжет, рассказываем и обсуждаем сказку.
- Что необходимо делать, чтоб конкретный страх не перерос в «страх страха»?
- Что не нужно делать, чтобы страх не превратился в фобию?
- Сказкотерапевтический практикум.
-
-
IV ступень. Особые сказки для неуверенных в себе детей
На этом занятии мы будем учиться сочинять сказки, помогающие ребенку справляться со страхом выступления, страхом неудачи, страхом осуждения и другими социальными страхами. Для закрепления знаний, прямо в эфире мы сочиним несколько помогающих сказок.
В программе:
- Социальные страхи. Какие они бывают и чем отличаются от других страхов?
- Когда и почему появляются социальные страхи?
- Какая действительно нужна помощь ребенку, который говорит, что «боится получить двойку» или «боится опоздать в школу»?
- Почему не все помогающие сказки могут быть полезны ребенку с социальными страхами?
- Выбираем героя, придумываем сюжет, рассказываем и обсуждаем сказку.
- Сказкотерапевтический практикум.
-
-
V ступень. Особые сказки для задир и упрямцев
На этом занятии мы будем учиться сочинять сказки, помогающие ребенку справляться с различными поведенческими проблемами. Для закрепления знаний, прямо в эфире мы сочиним несколько помогающих сказок.
В программе:
- Какое поведение стоит считать проблемным?
- Всегда ли причиной плохого поведения является неправильный воспитательный процесс?
- Может ли сказка помочь справиться с агрессивным поведением ребенка?
- Если да, то какая? Если нет, то почему?
- Чем сказка для агрессивного ребенка отличается от сказки для робкого малыша?
- Выбираем героя, придумываем сюжет, рассказываем и обсуждаем сказку.
- Сказкотерапевтический практикум.
-
-
VI ступень. Сказки для дезадаптированных детей
На этом занятии мы будем учиться сочинять сказки для детей, которые готовятся к переходу на новую социальную ступень или уже начали свое «восхождение». А также для тех детей, у которых в адаптации к школе, садику, спортивной секции что-то пошло не так. Для закрепления знаний, прямо в эфире, мы сочиним несколько помогающих сказок.
В программе:
- Что такое «адаптация» и что такое «сепарация»?
- Как проходит нормальная адаптация ребенка к изменяющимся условиям?
- Какие признаки указывают на то, что адаптация нарушена?
- Психологические причины дезадаптации.
- Какие помогающие сказки могут помочь малышу со сложностями в адаптации?
- Выбираем героя, придумываем сюжет, рассказываем и обсуждаем сказку.
- Сказкотерапевтический практикум.
-
-
VII ступень. Сказки для тех, кто плохо учится
На этом занятии мы будем учиться сочинять сказки для детей, испытывающих сложности в обучении. Для закрепления знаний, прямо в эфире, мы сочиним несколько помогающих сказок.
В программе:
- Что мешает ребенку успешно учиться?
- Способна ли сказка посодействовать в решении школьных проблем?
- Если да, то в каких случаях сказка особенно эффективна, а в каких ее следует дополнять другими инструментами?
- Какие сказки могут развивать познавательные процессы ребенка?
- Какие сказки повышают учебную мотивацию?
- Выбираем героя, придумываем сюжет, рассказываем и обсуждаем сказку.
- Сказкотерапевтический практикум.
-
Формы работы
мини-лекции, веб-презентация, сочинение и проживание сказочных ролей, рефлексия ощущений, написание собственных сказок.
-
Объем программы 28 академических часов
-
Удостоверение о повышении квалификации.
Продолжительность каждой ступени вебинара 4 академических часа. По итогам обучения на одной, двух или трех ступенях участники получают документ (в формате PDF), подтверждающий прохождение программы. По итогам обучения на четырех и более ступенях участникам выдается удостоверение о повышении квалификации в области детской психологии.
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Рекомендуем заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8:00 часов (время московское). Ссылка на просмотр видеозаписи будет отправляться на электронную почту после занятий.
В учебно-методическом коллекторе «Мир психолога» можно приобрести колоду арт-терапевтических карт для детей и взрослых «Самый счастливый день» Кононовой Л.И.
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Марина, Калининград (21.02.2022)
Вебинар замечательный! Темы вебинаров раскрывают для педагога-психолога самые актуальные вопросы в работе с детьми. Структура вебинаров детализирована,что помогает максимально проработать темы. По окончании 7 ступеней курса сложилось четкое представление о том, что такое сказкотерапия, в каких случаях и как может быть применима.
Обратная связь и практическая помощь в составлении собственных сказок на протяжении всего курса от психолога,ведущего вебинар,позволило не только узнать как работают со сказкой другие , но и овладеть собственными дополнительными навыками за короткий срок и под супервизией опытного специалиста. Благодарю за курс! -
Марина, Калининград (21.02.2022)
Вебинар замечательный! Темы вебинаров раскрывают для педагога-психолога самые актуальные вопросы в работе с детьми. Структура вебинаров детализирована, что помогает максимально проработать темы. По окончании 7 ступеней курса сложилось четкое представление о том, что такое сказкотерапия, в каких случаях и как может быть применима.
Обратная связь и практическая помощь в составлении собственных сказок на протяжении всего курса от психолога,ведущего вебинар,позволило не только узнать как работают со сказкой другие , но и овладеть собственными дополнительными навыками за короткий срок и под супервизией опытного специалиста. Благодарю за курс! -
Наталья, Черноголовка (31.01.2022)
полезная информация в течение всего вебинара, возможность пользоваться материалами вебинара в течении недели после него (т. к. я была в командировке, не было возможности скачать информацию), общение во время вебинара с помощью сообщений, приятный голос ведущей. Обучилась только по одной из предложенных тем, удовлетворена проведённой работой настолько, что у меня возникло желание продолжить обучение в данном модуле. Спасибо!