Вступление
Материал программы погружает взрослых в забытый и феерический мир детских взаимоотношений друг с другом, со взрослыми и окружающим миром, помогает понять логику детских поступков и создает основу для выработки принципов психологического консультирования.
Авторская программа рассчитана на психологов-консультантов, психотерапевтов, детских практических психологов, школьных и дошкольных психологов, педагогов, социальных работников, студентов психологических и педагогических вузов, а также заинтересованных родителей.
В результате обучения участники смогут:
- окунуться в забытый мир своего детства и взглянуть на него с позиции взрослого человека;
- познать особенности организации и уникальность проявлений детской субкультуры;
- понять смысл и функциональное назначение детских традиций и законов;
- узнать, как можно их использовать в психологическом консультировании и психотерапии;
- поработать со своими детскими воспоминаниями, найти ключ к решению не детских проблем.
В программе
- Смысл и функции детской субкультуры. Детские традиции как социально-психологическое наследие детского мира, способы их передачи.
- Детский фольклор как язык детской субкультуры:
- жанры детского фольклора с точки зрения их психологических функций;
- потаенные жанры (фольклор горшечных и школьных туалетов).
- Взаимодействие и противостояние детского и взрослого мира в детской субкультуре. Страх и смех.
- Считалки и игровые припевки: социально-психологический инструмент обеспечения хода игры и решения трудных ситуаций общения.
- Ситуации дразнения:
- распределение ролей;
- инструментальное обеспечение (дразнилки и отговорки);
- формы дразнения в детской группе.
- Дразнение как способ утверждения групповых норм поведения. Групповая работа: психологический анализ дразнилок этого типа.
- Дразнение как способ испытания личности на социальную прочность. Групповая работа: психологический анализ дразнилок этого типа.
- Способы самозащиты в ситуациях дразнения. «Правильное» поведение. Групповая работа: психологический анализ отговорок как средства психологической и «магической» защиты.
- Использование законов детского дразнения в тренинге для взрослых в ситуациях вербальной агрессии.
- Психологические функции традиционных детских шалостей (испытание себя в противостоянии со взрослыми).
- Психологическое консультирование родителей и учителей по проблеме дразнения и шаления. Ролевая игра.
- Способы проработки страхов в детской субкультуре.
- Традиция рассказывания страшных историй: ситуация, участники, процедура, психологические функции, типология страшилок. Групповая работа: психологический анализ детских страшилок.
- Психологические задачи детских испытаний храбрости.
- Психологическое консультирование родителей и учителей по этим проблемам. Ролевая игра.
Формы работы
лекционно-практические занятия, ролевые игры.
Материалы
Предлагаем Вам познакомиться с материалами публикаций, мастер-классов и выступлений ведущего:
Видеоматериалы:
- Лекция М.В. Осориной «Экзистенциальный смысл стихии песка»
- Открытая встреча «Социальный интеллект детей и подростков»
- доклад М.В. Осориной на Всероссийском психологическом фестивале «Цветы жизни. Детская психология: от поражений к победам» «Воображение и фантазирование детей»
- Пленарное выступление М.В. Осориной в рамках VI всероссийского фестиваля практической психологии «Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых»
- Фрагмент вебинара М.В. Осориной «Проблемы из детства во взрослой жизни: возрастная психология для специалистов и родителей»
- Мастер-класс в рамках 14-го Санкт-Петербургского Саммита психологов «Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения на материале произведений мастера психологической фотосъемки Анри Картье-Брессона»
- Видеозапись дня открытых дверей «Детская практическая психология»
Публикации:
- Интервью с М.В. Осориной «Психологический анализ изобразительного текста для детей»
- М.В. Осорина «Коммуникативные традиции детской субкультуры»
- М.В. Осорина «Мы не перестаем верить в Деда Мороза»
- М.В. Осорина «Двое крутят – один скачет…»
Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой семинара
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Участник семинара (21.06.2012)
Абсолютно всё на семинаре очень интересно. Жаль, мало времени.
-
Участник семинара (21.06.2012)
Самое полезное в семинаре – общение с очень компетентным преподавателем.
-
Участник семинара (21.06.2012)
еликолепный лектор! Все актуально, ново, применимо в практике.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Психология детской субкультуры: или зачем дети рассказывают страшные истории, испытывают храбрость, устраивают шалости, дразнят и обзываются