
Вступление
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Интерактивный психотерапевтический характер обучения предполагает ваше активное участие с включенными видеокамерой и микрофоном.
Вебинар адресован широкому кругу специалистов в области психологического консультирования и психотерапии, а также всем, кто интересуется собственным развитием во взрослости, чувствует потребность в рефлексии собственного «бытия взрослым» и расширении жизненных горизонтов.
Несмотря на то, что взрослость – самый длинный период человеческой жизни, современная психология знает о ней не так уж много, больше занимаясь процессами взросления и старения, чем сущностными характеристиками «бытия взрослым». В образовательных программах вузов при обучении профессиональных консультантов взрослость практически не обсуждается со стороны ее собственных возрастных особенностей и рассматривается преимущественно в контекстах профессионализации и осуществления творческих процессов.
Программа является практическим приложением к авторской монографии «Экзистенциальная психология взрослости» (2013, 2024). Консультирование взрослых в ней будет рассмотрено в контексте экзистенциальных возрастных запросов: выбор и осуществление собственного жизненного пути, включение в процессы конструирования смыслов; следование экзистенциальной логике существования; переживание кризиса среднего возраста и лиминальных фаз жизни, извлечение «жизненных уроков»; способность к опоре на себя и самоподдержке, осознание и интерпретация автобиографических нарративов и т.д.
В программе сочетаются психологическое познание и интенсивная личностная работа. Центральным концептом программы выступает внутреннее пространство осознания личностью самой себя в качестве распорядителя собственной жизни.
Вместе мы будем понимать взрослость с позиций экзистенциальной психологии; осваивать способы работы с экзистенциальной проблематикой взрослой личности; подвергать собственный жизненный путь «беспощадной рефлексии»; отвечать на экзистенциальные вопросы; трансфоровать отношение к собственной жизни; осваивать приемы работы с экзистенциальными аспектами взрослой рефлексии.
Мы будем делиться собственным экзистенциальным опытом и опытом консультирования.
В результате обучения участники смогут:
- расширить знания и умения в области возрастной психологии взрослости и экзистенциального консультирования взрослых;
- осознать экзистенциальный характер развития человека во взрослом возрасте и необходимость психологической работы с обусловленными этим проблемами;
- научиться рефлексировать характер собственного взросления и формировать желаемые направления собственного развития;
- освоить способы распознавания экзистенциальных запросов взрослого клиента на фоне текущих личных, социальных и иных психологических проблем;
- освоить базовые диагностические и терапевтические приемы работы с экзистенциальными проблемами в практике психологического консультирования;
- освоить авторский инструментарий для работы с клиентами, имеющими латентные экзистенциальные запросы;
- использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности и личной жизни.
-
Занятие 1. Экзистенциально ориентированное консультирование: авторская парадигма
В программе:
- Краткое знакомство со слушателями и содержанием курса.
- Стартовая учебная рефлексия: заполнение опросника «Зачем/почему я здесь? Чего я жду от вебинара?» (© Е.Е.Сапогова, 2010), обсуждение ответов, формулировка девиза (эпиграфа) вебинара.
- Лекция «Экзистенциально-ориентированное консультирование: авторская парадигма»: авторская трехуровневая теоретическая модель экзистенциального консультирования: 1. уровень жизненных стратегий («как жить дальше»), 2. уровень «заботы о себе» («для чего жить»), 3. уровень «выстраивания бытия» («зачем вообще жить»).
- Домашнее задание. Выполнение упражнения «Самовопрошание»: автоупорядочивание первичных впечатлений, автоформулировка центрального вопроса к себе, на который слушатель намерен искать ответ, участвуя в программе.
-
Занятие 2. Экзистенциальная психология взрослости: что значит быть взрослым?
В программе:
- Краткое обсуждение результатов выполнения домашнего задания "Самовопрошание".
- Лекция «Экзистенциальная психология взрослости»: взросление-взрослость-зрелость; экзистенциальная психология как современная методология для анализа психологических характеристик взрослого человека; основные тенденции современного взросления и взрослости; феномен невзросления, области экзистенциального консультирования и терапии взрослых.
- Домашнее задание «Субъективное осознание собственной взрослости» (© Е.Е. Сапогова, 2012): практическое самообследование индивидуального возрастного статуса с помощью опросника, построение индивидуального «профиля взрослости».
-
Занятие 3. Экзистенциальные аспекты взрослой жизни: вопросы, которые некому задать
В программе:
- Обсуждение результатов опросника «Субъективное осознание собственной взрослости»: выявление мишеней консультативной и терапевтической работы; совместная формулировка вывода о том, когда человек может считать себя не номинально, а подлинно взрослым; структурирование и определение целевых ориентиров консультативной беседы.
- Лекция «Основные вопросы экзистенциального консультирования и терапии взрослых»: активное управление собственной жизнью; совершение прецедентных жизненных поступков, «не-алиби в бытии» (М.М. Бахтин); осуществление психологических вкладов в жизнь других людей; осуществление выборов и принятие на себя ответственности за их последствия; обобщение опыта бытия в профессиональной, социальной или личностной сферах; осмысление жизненного пути, извлечение «урока»; индивидуальные попытки выйти за рамки «того, что может быть» (А. Мальдине); преодоление страха быть объектом и субъектом «вторжения» в другие жизни, зависимости от других (Ж.–М. Робин); развитие способности к самоподдержке (Ф. Перлз); «стремление расколдовать мир» (М. Вебер); включение в процессы конструирования смыслов.
- Задание «Распознавание экзистенциального характера запроса».
- Домашнее задание «Беспощадная рефлексия» (© Е.Е.Сапогова, 2015): ответы на базовые вопросы рефлексии собственной жизни.
-
Занятие 4. Экзистенциальное консультирование взрослых: в чем его специфика?
В программе:
-
Групповая дискуссия об особенностях экзистенциального консультирования:
- общность и различие целей в сравнении с психологическим консультированием?
- как распознать экзистенциальный характер клиентского запрос?
- есть ли необходимость в экзистенциальном консультировании или оно отягощает жизнь клиента вопросами, о которых он раньше не задумывался?
- в каком возрасте принципиально возможно экзистенциальное консультирование?
- экзистенциальное консультирование: это совместное философствование, техника рефлексии или…?
- содержание экзистенциального консультирования?
- Обсуждение результатов домашнего задания «Беспощадная рефлексия»: совместное определение рабочих ответов на сущностные вопросы «Что значит для меня…?» и выделение центрального на текущий момент экзистенциального запроса участников.
- Выполнение задания«Экзистенциальные цепочки» (© Е.Е.Сапогова, 2016): освоение навыка «смыслового плетения» и навыка сведения экзистенциального вопроса к постановке конкретной задачи самоизменения.
- Домашнее задание «Экзистенциальные логики жизни» (© Е.Е.Сапогова, 2013): практическое самоисследование с помощью опросника.
-
Занятие 5. Центральный вопрос "бытия взрослым”: зачем я делаю то, что делаю?
В программе:
- Лекция «Экзистенциальные логики жизни. Зачем я делаю то, что делаю?»: описание смысловой направленности различных логик жизни; анализ «строительного материала» для выбора индивидуального способа существования.
- Обсуждение результатов домашнего задания «Экзистенциальные логики жизни»: ответ на вопрос – как я строю свою жизнь и действительно ли я этого хочу.
- Выполнение задания «Экзистенциальная логика в личной истории» (© Е.Е.Сапогова, 2015): исследование влияния личной истории на выбор способа существования с использованием реальных клиентских нарративов.
- Выполнение задания «10 почему: экзистенциальная матрешка» (© Е.Е.Сапогова, 2018).
- Домашнее задание «АвтобиографиЯ» (© Е.Е.Сапогова, 2014): рефлексия событий собственной жизни с целью самоструктурирования жизненного пути.
-
Занятие 6. Экзистенция и автонаррация: как скорректировать свой жизненный опыт?
В программе:
-
Обсуждение результатов домашнего задания «АвтобиографиЯ: самоструктурирование жизненного пути»:
- события с каким эмоциональным знаком и смысловым содержанием оказывают большее влияние на вашу жизнь?
- каково влияние определенного события на последующую жизнь? Чем оно объясняется?
- как событие формирует «ядерный концепт жизни» и влияет на выбор способа вашего существования?
- что в конкретном событии может стать триггером для разрушения ощущения комфорта от собственной жизни и построения удовлетворительных стратегий целеполагания?
- что было сделано / не сделано клиентом в обработке содержания события, чтобы оно не патологизирующим источником для самодетерминации?
- Лекция «Авантюра саморазвития: событие в структуре личной истории».
- Выполнение заданий: «Эффект бабочки: потенциалы жизненных событий» (© Е.Е.Сапогова, 2014), «Я-наличное – Я-иное» (© Е.Е.Сапогова, 2010), «“Лети, лети, лепесток”: проекция в будущее» (© Е.Е.Сапогова, 2019).
- Домашнее задание «Модусы жизни» (© Е.Е.Сапогова, 2010): практическое самоисследование с помощью опросника.
-
Занятие 7. “Забота о себе” во взрослом возрасте: чего я хочу от своей жизни?
В программе:
- Обсуждение результатов домашнего задания «Модусы жизни».
- Лекция «“Забота о себе” во взрослом возрасте».
- Выполнение заданий: «Последний день – последний вопрос» (© Е.Е. Сапогова, 2017), «А напоследок я скажу…» (© Е.Е.Сапогова, 2021), «Амплификация» (© Е.Е. Сапогова, 2010).
- Домашнее задание «Необходимость себя»: написание итогового эссе-«самоманифеста».
-
Занятие 8. Кризис среднего возраста и лиминальные фазы жизни: экзистенциальные аспекты консультирования
В программе:
- Лекция «Экзистенциальные аспекты консультирования кризиса среднего возраста и лиминальных фаз жизни».
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания «Необходимость себя».
- Подведение итогов обучения: финальная учебная рефлексия – заполнение опросника «Что для меня значило участие в вебинаре?» (© Е.Е.Сапогова, 2010) Формулировка эпилога вебинара.
Формы работы
мини-лекции и мини-дискуссии, выполнение диагностических и терапевтических заданий, обсуждение выполненных домашних заданий, глубинная рефлексия, обмен экзистенциальным жизненным опытом и опытом консультирования.
-
Объем программы 32 академических часа
-
Удостоверение о повышении квалификации.
В качестве методического материала участники получат освоенные диагностические и терапевтические методики в электронном виде.
По окончании обучения выдается Удостоверение о повышении квалификации в области экзистенциального консультирования взрослых, подтверждающее право дипломированных специалистов на использование освоенных методов и приемов работы в своей профессиональной деятельности.
Занятия будут проходить на платформе ZOOM. Программа состоит из 8 занятий, которые будут проходить 3, 10, 17, 20 апреля, 8, 16, 23, 30 мая. Время проведения занятий 3 и 17 апреля с 15:00 до 18:00, все остальные дни с 10:30 до 13:30.
Просим Вас заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8:00 часов (время московское). Ссылка на просмотр видеозаписей будет отправляться на электронную почту после занятий.
Материалы
Предлагаем Вам познакомиться с видеозаписью выступления Елены Евгеньевны в рамках 15-го Санкт-Петербуржского Саммита психологов: "Экзистенциальные логики жизни, или Зачем я делаю то, что делаю?"
Предалагаем Вам познакомиться с образовательной программой вебинара
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Светлана (30.05.2025)
Нет слов, чтобы описать впечатление от программы. Каждая встреча подобно глотку свежего воздуха. Ощущение верного пути, надежды на перемены. Большое спасибо Сапоговой Елене Евгеньевне за профессионализм, чуткость, открытость !!!
-
Екатерина, Санкт-Петербург (08.12.2021)
Этот курс - психология высочайшего уровня. Все, что мог бы пожелать самый искушенный в психологии клиент: деликатность, внимание к изменениям, удобные и увлекательные методики - всё это есть в этом курсе.
За последние 10 лет это моё лучшее обучение и я сердечно благодарю Елену Евгеньевну за её труд. Очень надеюсь, что в Иматоне будут и другие курсы Елены Евгеньевны. А также её книги.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
ВЕБИНАР: Психологическое консультирование взрослых: экзистенциальные аспекты