9

Вступление

В современной России расследование любого преступления с участием несовершеннолетнего должно сопровождаться детским психологом – эта необходимость закреплена Законом. Психолог оказывает существенную помощь следствию, в его задачи входит защита прав и интересов ребенка, а также получение от него максимально точной и полной информации, которая имеет значение для уголовного дела. Для выполнения этих непростых функций психолог должен обладать специализированными знаниями и опытом работы. При этом на практике для психологического сопровождения уголовного судопроизводства зачастую привлекают школьных психологов и учителей, которые не имеют представления о специфике такой работы и не обладают необходимыми компетенциями.
Осветить основные задачи и функции психолога в оказании комплексной социально-психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия, и их близким – вот главная цель представленной программы.

Программа адресована детским психологам, педагогам-психологам, учителям, юристам, работникам правоохранительных органов, а также всем, кто интересуется проблемами защиты прав и интересов несовершеннолетних в судебном процессе, кто участвует в реабилитации данной категории детей.

В результате обучения участники смогут:

  • получить четкое представление об основных формах, признаках и последствиях сексуального насилия в отношении детей;
  • познакомиться с организацией и содержанием работы психолога на разных этапах уголовного судопроизводства;
  • узнать о психодиагностических методах, позволяющих выявить последствия сексуального насилия у детей;
  • научиться составлять заключения по результатам проведенного исследования по запросу следственных органов;
  • понять специфику и алгоритмы психологического сопровождения всех участников следственных действий;
  • освоить эффективные методы и технологии реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от сексуального насилия;
  • использовать полученные знания и навыки для решения профессиональных задач в практике психологического сопровождения следственных действий.

В программе

  • Сексуальное насилие как вид  жестокого обращения с ребенком: понятие, формы, особенности.
  • Последствия сексуального насилия у детей: общие симптомы, особенности их проявлений в разные возрастные периоды, ПТСР.
  • Сексуализированное поведение ребенка как признак сексуального насилия.
  • Причины, по которым специалисты помогающих профессий могут "не замечать" насилие.
  • Основные задачи помогающих специалистов на начальных этапах работы со случаями сексуального насилия в отношении детей.
  • Алгоритм действий специалиста после раскрытия факта нарушения сексуальной неприкосновености ребенка. 
  • Особенности проведения допросов с участием несовершеннолетних потерпевших.
  • Специфика оказания помощи основным участникам следственных действий: следователю, пострадавшему ребенку и его законному представителю (родителю).
  • Типичные затруднения в работе: сложности в установлении контакта, личностные особенности пострадавшего (внушаемость, фантазирование, склонность ко лжи).
  • Отказ потерпевшего от выдвинутых им обвинений. Что в этом случае может сделать психолог?
  • Методы диагностики сексуального насилия: интервью, наблюдение, проективные методы, стандартизированные тесты.
  • Составление психологического заключения по запросу следователя: порядок назначения, содержание, правила оформления, отличия от экспертного заключения.
  • Специфика оказания помощи пострадавшим и их близким в случаях внесемейного и внутрисемейного насилия.
  • Задачи реабилитационной работы и арт-терапевтические методы, используемые для оказания психологической помощи детям и их близким:
    • восстановление ощущения безопасности: техника «Безопасное место» в контексте изотерапии, песочной терапии, метафорических ассоциативных карт;
    • проработка негативных эмоций и травматических переживаний: приемы изо-, пластико-,тканевой терапии, песочной терапии; техника «Сосуд эмоций»;
    • восстановление позитивного образа «Я»: варианты работы с метафорическими картами, куклотерапия, техники изотерапии «Метафорический автопортрет» и «Мое имя»;
    • восстановление отношений с окружающими: техника изотерапии «Совместный рисунок», техника пластикотерапии «Дуэт», метод песочной терапии «Наш мир», игротерапевтические методики «Логический куб», «Башня»;
    • формирование образа будущего: техника «Прошлое, настоящее, будущее» в контексте методов изотерапии и маскотерапии.
  • Примеры случаев из практики.

Формы работы

мини-лекции, дискуссии, практические упражнения, разборы случаев из практики, ответы на вопросы.

  • Объем программы 16 академических часов
  • Удостоверение о повышении квалификации. 
Внимание!

Занятия проводятся на платформе ZOOM. Просим Вас заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8:00 часов (время московское). Ссылка на просмотр видеозаписей будет отправляться на электронную почту после занятий.

Отзывы

Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.

  • Наталия, Екатеринбург (06.02.2025)

    Хочется поблагодарить Елену Михайловну и отметить, что она является прекрасным преподавателем. Материал был очень чётко структурирован, любая информация сопровождалась примерами из практики автора. Особенно ценно, что Елена Михайловна щедро делится с нами тем, что буквально по крупицам собирала за годы своей работы. Благодаря этой программе встраивается очень чёткая структура того, как сопровождать ребёнка и родителей на всех этапах. Есть понимание, на что обращать внимание при общении с другими участниками, задействованными в процессе оказания помощи семье. Например, как вести себя в кабинете следователя, как создать безопасную для семьи атмосферу в ходе судебного заседания и в здании суда, и многое другое. Это уникальные знания специалиста, посвятившего теме помощи в ситуации насилия не один год. Чуткость, деликатность, принятие и огромная внутренняя сила Елены Михайловны восхищают. Вопросам реабилитации уделено 1,5 дня, но маршрут помощи понятен и каждый практикующий специалист сможет подобрать близкие ему методы работы.

  • Ирина (26.01.2025)

    Спасибо. Очень полезно, содержательно, тактично, понятно, структурировано!

  • Танзиля, Красноярск (26.01.2025)

    Программа насыщенная, информация важная, нужная. Елена Михайловна щедро поделилась своим опытом в сопровождении, диагностике, реабилитации детей, пострадавших от сексуального насилия. Очень ценный материал, который можно услышать только на этом вебинаре!

Резюме

ИП Черешнев Р. В., ОГРНИП 322470400055822
188692, ЛО, Всеволожский р-н, ул. Столичная, д.5, к.1, телефон: +7 (911) 288-59-69, электронная почта: chereshnya07@bk.ru
Консультант
Консультант
  • Консультант
    Напишите Ваш вопрос - постараюсь ответить как можно скорее