Вступление
Семинар рассчитан на психологов, педагогов, социальных работников, художников, преподавателей живописи, руководителей детских художественных кружков, а также всех заинтересованных в данной проблеме специалистов.
-
I ступень. Психология развития детского рисования на разных возрастных этапах: создание собственного изобразительного языка
В результате обучения участники смогут:
- получить представление об этапах развития детского рисунка;
- понять механизмы самовыражения ребенка через изобразительное творчество;
- освоить уникальную авторскую систему психологической расшифровки детского рисунка;
- получить навыки понимания психологических особенностей ребенка по продуктам его творчества;
- использовать полученные знания и навыки при решении задач развития и воспитания детей.
В программе:
- Как ребенок осваивает рисование в качестве средства самовыражения личности.
- Как формируется к 5 годам символическая система детского рисунка.
- Как кодируется на изобразительном языке психическая и личностная информация (особенности интеллекта, эмоциональные конфликты, межличностные проблемы, особенности мировоззренческой позиции) в разные периоды жизни.
- Уникальная авторская система психологической расшифровки любых видов изображений.
- Основы психолого-педагогической помощи рисующему ребенку.
Формы работы:
мини-лекции, интерпретации детских рисунков, групповые дискуссии, упражнения.
-
II ступень. Азбука и грамматика изобразительного языка на примере анализа книжных иллюстраций для детей
В результате обучения участники смогут:
- развить навыки психологического анализа изображений и картин художников;
- понять механизмы самовыражения человека через изобразительное творчество;
- определять психологические особенности человека по продуктам его творчества;
- освоить более глубокий уровень интерпретации проективных психологических тестов.
В программе:
- Рассматривание картинок как шкала визуального мышления: возрастные особенности общения человека с изобразительными текстами (дошкольники, младшие школьники, подростки, взрослые).
- Кодирование психологической информации в детских книжках с картинками.
- Возможности психологического влияния на читателя через книжную иллюстрацию.
- Практическая работа в группе: психологический анализ обложек букварей советского периода и начала XX века.
- Практическое групповое занятие: «Азбука» А. Н. Бенуа как модель изобразительного обучающего текста для развития визуального мышления и самоосознавания ребенка.
- Любимые темы в рисунках детей и работах взрослых художников. «Купчиха» (1915), «Купчиха за чаем» (1918) Б. М. Кустодиева как психологический материал для реконструкции мировоззренческой концепции автора.
-
III ступень. Глубокий психологический анализ изобразительных текстов (от юмористических картинок до произведений известных художников)
Семинар является третьим, более сложным этапом обучения психологической работе с изображениями.
В результате обучения участники смогут:
- проводить психологический анализ изобразительных текстов разного типа (картина, фотография, плакат, скульптура);
- использовать полученные знания и навыки для решения профессиональных задач (психологическое консультирование, психологическая поддержка, создание нужной психологической атмосферы в помещениях разного назначения).
В программе:
- Использование жанровых картин для обучения психологическому анализу ситуаций.
- Особенности невербального общения (язык взглядов, мимики, поз, проксемика) героев картины как дидактический материал.
- Пейзаж как проективный текст.
- Использование пейзажных изображений в качестве способа психологической поддержки личности.
- Что такое психологический деструктивный изобразительный текст.
- Психологическая роль картины, фотографии в интерьере (дома, офиса).
- Использование изобразительных текстов в процессе психологической работы с клиентом.
Формы работы:
мини-лекции, практическая работа по анализу изобразительных средств разного типа с последующим групповым обсуждением.
Материалы
Предлагаем Вам познакомиться с материалами публикаций, мастер-классов и выступлений ведущего:
Видеоматериалы:
- Лекция М.В. Осориной «Экзистенциальный смысл стихии песка»
- Открытая встреча «Социальный интеллект детей и подростков»
- доклад М.В. Осориной на Всероссийском психологическом фестивале «Цветы жизни. Детская психология: от поражений к победам» «Воображение и фантазирование детей»
- Пленарное выступление М.В. Осориной в рамках VI всероссийского фестиваля практической психологии «Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых»
- Фрагмент вебинара М.В. Осориной «Проблемы из детства во взрослой жизни: возрастная психология для специалистов и родителей»
- Видеозапись дня открытых дверей «Детская практическая психология»
- Мастер-класс в рамках 14-го Санкт-Петербургского Саммита психологов «Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения на материале произведений мастера психологической фотосъемки Анри Картье-Брессона»
Публикации:
- Интервью с М.В. Осориной «Психологический анализ изобразительного текста для детей»
- М.В. Осорина «Коммуникативные традиции детской субкультуры»
- М.В. Осорина «Мы не перестаем верить в Деда Мороза»
- М.В. Осорина «Двое крутят – один скачет…»
Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой семинара
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Участник семинара (20.06.2012)
На этом курсе я нашла ответы на многие свои вопросы. Полезным было изучение общения с ребенком о его рисунке, интересно знакомство с тайным миром символики ребенка. Слушать Марию Владимировну очень интересно – хочется больше дней!
-
Участник семинара (20.06.2012)
Под руководством кандидата психологических наук Марии Владимировны Осориной мы изучали психологию изобразительной деятельности ребёнка и взрослого, проводили психологический анализ самых разных изображений – от книжной иллюстрации и картины до фотографии и плаката. Благодаря потрясающему таланту нашего преподавателя мы приобщились к искусству чтения картин. На первом этапе нашей работы мы изучали картинки в букварях, этих первых детских книгах для чтения. Здесь мы работали как с букварями, выпущенными с советское время, так и особенно - с азбукой Александра Николаевича Бенуа, выпущенной ещё в дореволюционное время и предназначенной для дворянских детей. Один день занятий был полностью посвящён работе в Эрмитаже, где мы рассматривали картину Анри Матисса «Разговор». Как завороженные, мы внимали рассказу Марии Владимировны, благодаря чему буквально полностью растворились в переживаниях героев этой удивительной картины. В процессе занятий мы пытались понять, какую информацию, осознанно или нет, тот или иной художник пытался донести до обозревающих его картину, ведь в ней всегда можно найти много интересного – как в историческом контексте, так и в идеологическом, философском и психологическом. Оказывается, что картину можно прочесть как роман, и мы не единожды воочию смогли убедиться в том, что личность художника, даже в заказных работах, «просвечивает». Раскрывая психологический мир картин, плакатов и фотографий, мы стремились максимально точно и полно прочесть их зачастую глубокий философский смысл и, надо сказать, что под руководством нашего опытного тренера, мы открыли много действительно нового, даже и в собственных переживаниях! Очень жаль, что ничего подобного нельзя, к сожалению, услышать в рассказах искусствоведов, которые, рассказывая о картинах, обычно передают такую информацию, как биографические данные автора картины и говорят о традициях его изобразительного мастерства – в какой манере пишет, к какой школе принадлежит, при этом психологический анализ его произведений вообще никогда не делается. Методика рассматривания картинок, разработанная Марией Владимировной Осориной и включающая в себя несколько фаз, это, прежде всего, хороший урок внимания, считывания информации и осознания её. На самом деле обучение всему этому должно продолжаться всю жизнь – от того момента, когда с маленьким ребёнком занимаются взрослые, до самостоятельного изучения изобразительных текстов, ведь этот процесс можно смело отнести к изучению иностранного языка. Струнина Виктория Николаевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общенаучных дисциплин Крымского факультета Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля Евпатория, Автономная республика Крым, Украина
-
Участник семинара (20.06.2012)
Полезным было знакомство и личное общение с незаурядным лектором – Марией Владимировной Осориной. Спасибо!
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Психология изобразительной деятельности ребенка и взрослого