Вступление
Семинар рассчитан на психологов, педагогов, социальных работников, художников, преподавателей живописи, руководителей детских художественных кружков, а также всех заинтересованных в данной проблеме специалистов.
-
I ступень. Психология развития детского рисования на разных возрастных этапах: создание собственного изобразительного языка
В результате обучения участники смогут:
- получить представление об этапах развития детского рисунка;
- понять механизмы самовыражения ребенка через изобразительное творчество;
- освоить уникальную авторскую систему психологической расшифровки детского рисунка;
- получить навыки понимания психологических особенностей ребенка по продуктам его творчества;
- использовать полученные знания и навыки при решении задач развития и воспитания детей.
В программе:
- Как ребенок осваивает рисование в качестве средства самовыражения личности.
- Как формируется к 5 годам символическая система детского рисунка.
- Как кодируется на изобразительном языке психическая и личностная информация (особенности интеллекта, эмоциональные конфликты, межличностные проблемы, особенности мировоззренческой позиции) в разные периоды жизни.
- Уникальная авторская система психологической расшифровки любых видов изображений.
- Основы психолого-педагогической помощи рисующему ребенку.
Формы работы:
мини-лекции, интерпретации детских рисунков, групповые дискуссии, упражнения.
-
II ступень. Азбука и грамматика изобразительного языка на примере анализа книжных иллюстраций для детей
В результате обучения участники смогут:
- развить навыки психологического анализа изображений и картин художников;
- понять механизмы самовыражения человека через изобразительное творчество;
- определять психологические особенности человека по продуктам его творчества;
- освоить более глубокий уровень интерпретации проективных психологических тестов.
В программе:
- Рассматривание картинок как шкала визуального мышления: возрастные особенности общения человека с изобразительными текстами (дошкольники, младшие школьники, подростки, взрослые).
- Кодирование психологической информации в детских книжках с картинками.
- Возможности психологического влияния на читателя через книжную иллюстрацию.
- Практическая работа в группе: психологический анализ обложек букварей советского периода и начала XX века.
- Практическое групповое занятие: «Азбука» А. Н. Бенуа как модель изобразительного обучающего текста для развития визуального мышления и самоосознавания ребенка.
- Любимые темы в рисунках детей и работах взрослых художников. «Купчиха» (1915), «Купчиха за чаем» (1918) Б. М. Кустодиева как психологический материал для реконструкции мировоззренческой концепции автора.
-
III ступень. Глубокий психологический анализ изобразительных текстов (от юмористических картинок до произведений известных художников)
Семинар является третьим, более сложным этапом обучения психологической работе с изображениями.
В результате обучения участники смогут:
- проводить психологический анализ изобразительных текстов разного типа (картина, фотография, плакат, скульптура);
- использовать полученные знания и навыки для решения профессиональных задач (психологическое консультирование, психологическая поддержка, создание нужной психологической атмосферы в помещениях разного назначения).
В программе:
- Использование жанровых картин для обучения психологическому анализу ситуаций.
- Особенности невербального общения (язык взглядов, мимики, поз, проксемика) героев картины как дидактический материал.
- Пейзаж как проективный текст.
- Использование пейзажных изображений в качестве способа психологической поддержки личности.
- Что такое психологический деструктивный изобразительный текст.
- Психологическая роль картины, фотографии в интерьере (дома, офиса).
- Использование изобразительных текстов в процессе психологической работы с клиентом.
Формы работы:
мини-лекции, практическая работа по анализу изобразительных средств разного типа с последующим групповым обсуждением.
Материалы
Предлагаем Вам познакомиться с материалами публикаций, мастер-классов и выступлений ведущего:
Видеоматериалы:
- Лекция М.В. Осориной «Экзистенциальный смысл стихии песка»
- Открытая встреча «Социальный интеллект детей и подростков»
- доклад М.В. Осориной на Всероссийском психологическом фестивале «Цветы жизни. Детская психология: от поражений к победам» «Воображение и фантазирование детей»
- Пленарное выступление М.В. Осориной в рамках VI всероссийского фестиваля практической психологии «Воображаемые компаньоны в душевной жизни детей и взрослых»
- Фрагмент вебинара М.В. Осориной «Проблемы из детства во взрослой жизни: возрастная психология для специалистов и родителей»
- Видеозапись дня открытых дверей «Детская практическая психология»
- Мастер-класс в рамках 14-го Санкт-Петербургского Саммита психологов «Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения на материале произведений мастера психологической фотосъемки Анри Картье-Брессона»
Публикации:
- Интервью с М.В. Осориной «Психологический анализ изобразительного текста для детей»
- М.В. Осорина «Коммуникативные традиции детской субкультуры»
- М.В. Осорина «Мы не перестаем верить в Деда Мороза»
- М.В. Осорина «Двое крутят – один скачет…»
Предлагаем Вам познакомиться с образовательной программой семинара
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Людмила, Москва (09.03.2019)
Все пункты заявленной программы раскрыты, затронуты дополнительные темы. Впечатления самые лучшие. Я давно мечтала побывать на этом семинаре. Мечта сбылась и я не разочарована, а наоборот - счастлива! Понравилось системное изложение проблемы и знакомство с уникальным опытом автора.
-
Екатерина, Санкт-Петербург (17.03.2018)
Моё впечатление о семинаре просто радостное! Глубокое осмысление сюжетов, расширение культурно-психологических представлений о времени написания этих сюжетов. Наиболее полезно: научение умению выражать свои мысли и чувства, казалось бы самые невероятные, а также интуитивные представления словами! До новых встреч! Спасибо!
-
Светлана, Грязи (17.03.2018)
Я благодарна ведущему за компетентное и душевное общение, "образовательное" и "личностное". Наиболее полезно: анализ произведений искусства на основе выявленных Марией Владимировной фаз.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
Психология изобразительной деятельности ребенка и взрослого