
Вступление
За материальной, видимой стороной художественного произведения всегда скрыта невидимая, невыразимая, но при этом, наиболее важная его часть. Мир вокруг полон красоты и Высшего смысла, а задача человека – их обрести. Любой человек с его сенсорными возможностями, памятью, воображением и эмоциями способен превратить искусство из области развлечения и удовольствия в область духовную, способствующую его возвышению.
На вебинаре будет представлена авторская техника «Чувство искусства», позволяющая каждому человеку приблизиться к полноценному диалогу с художественными произведениями. В этом волшебном процессе мы может не только получать эстетическое удовольствие, ощущать психотерапевтические эффекты раскрепощения, отдохновения, внутренней свободы и гармонии, но и открыть для себя глубинные смысловые пласты искусства, дающие толчок духовному развитию нашей индивидуальности.
Оригинальность метода – в его простоте и естественности. Полноценное восприятие искусства представляется как процесс, который может осуществляться за счёт перцептивных и интеллектуальных способностей конкретного человека, оно доступно каждому и не требует какой-либо длительной специальной подготовки. Приглашаем вас почувствовать это на собственном опыте и научиться открывать эти потрясающие возможности другим.
Программа рассчитана на психологов, арт-терапевтов и арт-педагогов, социальных работников, художников, преподавателей живописи, руководителей детских художественных кружков и студий эстетического воспитания, специалистов по музейной работе, студентов профильных факультетов, а также всех заинтересованных данной темой специалистов.
В результате обучения участники смогут:
- получить доступ к глубинным сокровищам живописных произведений;
- использовать эти невероятные богатства для усиления радости мировосприятия и одухотворенности собственной жизни;
- освоить методику проведения программы «Чувство искусства»;
- транслировать полученные знания, навыки и опыт другим людям в самых разных областях психологической практики.
В программе
- Введение: эмоции и воображение, о восприятии искусства.
- Знак и символ в произведениях. Видеоряд: традиционное искусство.
- Искусство и индивидуальность: о взаимодействии художника и зрителя, индивидуальное и коллективное в искусстве. Видеоряд: И. Репин.
- Художественная форма и художественное содержание: о чем может рассказать и умолчать портрет? Видеоряд: И. Репин, М. Врубель, К. Петров-Водкин, И. Глазунов.
- Художественный образ: его воздействие на нас, видимое и невидимое в искусстве. Видеоряд: В. Суриков.
- Пространство в живописи (часть I): почему пейзажи такие разные? Видеоряд: И. Левитан, И. Шишкин.
- Пространство в живописи (часть II): зачем в пейзаже человек? Видеоряд: А. Пластов и М. Нестеров.
- Искусство и время (часть I): ритм как художественно-выразительная форма, течение и остановка времени в картине. Видеоряд: И. Левитан, А. Рылов.
- Искусство и время (часть II): историческая живопись, время как момент истории, историческая память. Видеоряд: И. Репин, И. Глазунов.
- Молчание в живописи: как тема и как способ восприятия, о чем молчат картины? Видеоряд: М. Нестеров и религиозная живопись, современная живопись.
- Свет в живописи: как форма и содержание. Два света в картинах А. Куинджи и К. Петров-Водкина.
- Цвет в искусстве: его символика, особенности воздействия. Видеоряд: К. Петров-Водкин, Н. Гончарова, В. Попков, Е. Моисеенко.
- Свет и цвет в иконе: символика и особенности восприятия. Видеоряд: русская икона.
- Сюжет: влияние окружающей действительности на художественный язык, искусство как уход от действительности. Видеоряд: В. Попков, художники-шестидесятники.
- Жест и мимика: символическое значение, индивидуальное восприятие жеста. Видеоряд: А. Дейнека, А. Самохвалов.
- Вещь в картине: загадочность натюрмортов. Видеоряд: К. Петров-Водкин и др.
- Повествовательность в изобразительном искусстве (часть I): связь литературы и живописи. Видеоряд: передвижники.
- Повествовательность в изобразительном искусстве (часть II): искусство иллюстрации. Видеоряд: А. Бенуа и А. Пушкин.
- Красота в изобразительном искусстве как видимое и невыразимое.
- Заключительное занятие: выступления участников.
Формы работы
мини-лекции, презентации, дискуссии, практикум восприятия художественных произведений, рефлексия собственного опыта.
-
Объем программы 20 академических часов
-
Удостоверение о повышении квалификации.
По окончании курса участники получат удостоверение о повышении квалификации, дающее право дипломированным специалистам на ведение занятий по авторской программе «Чувство искусства». Удостоверение высылается по электронной почте в формате PDF.
В качестве методического материала каждому участнику будет предоставлена монография Л. А. Волошиной «Чувство искусства: опыт восприятия художественного произведения» и методические разработки по данному курсу.
Занятия проводятся на платформе ZOOM. Просим Вас заранее проверить работу вебкамеры и микрофона. Ссылка на подключение к вебинару будет отправляться на электронную почту каждый день в 8 утра по московскому времени. Ссылка на просмотр видеозаписей будет также отправляться по почте вечером после занятий или утром следующего дня.
Материалы
Предлагаем Вам познакомиться с видеозаписями выступлений и публикациями ведущей:
- Мастер-класс в рамках IX Зимнего фестиваля Психологической газеты "Тело как источник прекрасного"
- "Фракталы - геометрия красоты". Фрагмент вебинара Л.А.Волошиной
- статья Л.А. Волошиной "Русский пейзаж как состояние любви"
- статья "Жизнь традиции в искусстве современных художников (в контексте экзистенциальных переживаний)"
Видеоматериалы:
Учебно-методический комплекс по программе (образовательная программа):
Отзывы
Вы можете оставить отзыв о программе в своем личном кабинете, в разделе Посещенные события.
-
Ирина, Екатеринбург (24.05.2024)
С удовольствием прослушала лекции Волошиной Людмилы Александровны о «чувстве искусства» и прочитала на одном дыхании ее работу по этой теме. Лаконично. Очень много ценного и полезного для себя почерпнула. Оказывается я сама так и воспринимала картины - пространство, время, молчание,сюжет, свет, цвет, предмет, символ...Вспомнилось мне как перед картиной «Христос и грешница» В. Поленова в Русском музее когда-то сидела и созерцала... «Сфера искусства-чисто человеческая сфера, она служит возвышению человека».
Монография Волошиной Л.А.-это своего рода рекомендация-инструкция, помогающая донести до реципиента смысл живописного произведения, развить в нем внимательность и осознанность, поднять на ступеньку от обыденности к духовности. Благодарю Людмилу Александровну за эти знания. Ее очень приятно слушать. Она очень полно и профессионально раскрыла заявленную тему и заинтересовала меня этим, побудила прочитать рекомендованную литературу. У меня появился огромный интерес к умению понимать произведения живописи. Актуальность темы тоже раскрыта в ее работе. Ещё раз благодарю Волошину Л.А. и Иматон за организацию и желаю Вам всего самого доброго. -
Екатерина, Москва (06.05.2024)
После общения с Вами появляется это светлое и душевное чувство теплоты и родного.
Ваш личный характер выражается через тембр Вашего голоса и подачу материала, которое пронизывает общение.
Вы умеете создавать атмосферу надежности и уюта, подчеркивая красоту вокруг и вдохновляя на единение с Родиной.
Ваше влияние на меня не ограничивается только визуальным восприятием – Вы вдохновляете меня на профессиональный рост.
Я стремлюсь к созданию программ, подобных тем, которые вы создали и преподаете.
Так вот я планирую заимствовать Ваш подход, чтобы помогать другим через лекции, семинары и вариативные консультации.
Мое желание использовать эстетический интеллект для решения психологических проблем бытия находит в ваших примерах поддержку и вдохновение.
Благодарна Вам за прошедший семинар! -
Лариса, Иркутск (16.06.2022)
Добрый день!
Благодарю институт "Иматон" за разнообразие программ, а автора - Людмилу Александровну за интересную подачу материала курса и авторскую технику "Чувство искусства". Курс позволил мне расширить и обогатить арт-терапевтические техники в работе с клиентами.
Резюме
Выберите формат участия в прогрмме:
ВЕБИНАР: Экзистенциальный смысл искусства: авторская техника глубинного восприятия художественного произведения